igorr
Это отрывки из
статьи из очень полезного блога
kolesnik.ru.
(...)
1. Зачем нам фриланс?
Еще бытует мнение, что фриланс — это что-то маргинальное, что большие дяди и тети так не делают, а растят свои кадры. На самом деле делают, и давно, особенно в более развитых обществах. Тем более что для этого существуют вполне объективные причины:
-
Проектный подход. В постиндустриальном обществе большое место занимает умственный труд, особенно в сфере коммуникационных услуг. Умственный труд невозможно оценить и сложно контролировать, поэтому организации переходят на проектный подход, когда оплачивается не рабочее время, проведенное с большей или меньшей пользой под чьим-то контролем, а результат.
-
Контракторы эффективнее наемных работников. Благодаря коммуникациям сеть контракторов стала экономически и организационно выгоднее, чем штатные работники (в некоторых компаниях доля стоимости продукта, созданная контракторами, достигает 80%). Кроме того, из-за скорости происходящих изменений ни одна компания уже не может дать сотрудникам долгосрочных гарантий.
-
Пирамида и Экосистема. Старая структура организации — пирамида: топ — мидл — линейный персонал — потребитель. Новая структура организации: ядро (ключевые фигуры) — оболочка (контракторы и временные сотрудники) — экосистема (зависящие партнерские компании и потребители, участвующие в создании продукта.
-
Деревья и птицы. Происходит исчезновение средних компаний, на рынке остаются только гиганты и маленькие компании (фрилансер — это тоже своего рода маленькая компания
![icon_smile.gif](/template/images/smiles/icon_smile.gif)
. Гиганты стабильны, но медленно реагируют на изменения. Маленькие компании высокоадаптивны и создают инновации (вот кстати
совсем свежий пример), но нуждаются в ресурсах больших компаний. Средние же компании уступают мелким по адаптивности, а крупным — по ресурсам.
Так что будущее — это с одной стороны транснациональные корпорации и сети, а с другой, маленькие компании и фрилансеры, которых будет становится все больше и больше.
2. Когда нужен фриланс?
Прежде всего, фриланс вообще имеет смысл только при условиях цивилизованных отношений с командой фрилансеров (взаимное доверие, четкое взаимодействие, предоплата).
- В проектах с открытым результатом (например, серьезный дизайн) привлекать фрилансера стоит, только если он уже опробован заранее.
- Фриланс выгоден в проектах с результатом, поддающимся объективной оценке.
- Фриланс выгоден, когда необходимы узкоспециализированные работы (например, 3D графика).
Когда фриланс рискован?
- Большой проект с открытым результатом, если нет проверенного исполнителя.
- Сверхсрочный проект.
- Проект со сложными коммуникациями.
3. Кто такие фрилансеры?
Типология фрилансеров:
- Предприниматель - стремится постоянно расширить область своих возможностей, чаще всего постепенно вырастает до своего бизнеса.
- Специалист - хорошо знает свою область и растет вглубь, а не вширь — не готов к авантюрам и рад предоставить другим такие задачи, как презентации и переговоры.
- Художник - стремится самовыразиться (иногда за счет клиента), совершенствует свой стиль, часто идет против рыночных тенденций, перфекционист.
Компетенции фрилансера:
- Специальные навыки, то есть умение качественно выполнять конкретную работу (например, рисовать иллюстрации).
- Клиентские навыки: надежность, коммуникабельность
- Творческие навыки: креативность, стиль
- Профессиональные навыки: опыт, скорость
Внутренние качества зрелого фрилансера:
- Дисциплина
- Открытость
- Уверенность
- Селф-стартер
- Способен ценить и эффективно организовывать свое время
Главное внутреннее качество фрилансера, определяющее его успех, — дисциплина (а не талант, как многие думают).
4. Бизнес глазами фрилансера: неочевидные особенности фрилансерского бизнеса
1. Время = деньги
Если заказчик платит за результат труда, то для фрилансера время = деньги (быстрее сделал, больше заработал). Следствия:
- Чем больше встреч и доработок, тем меньше зарабатывает фрилансер, так что под конец проект может выйти для него в глубокий минус.
- Механическая работа для фрилансера не дешевле концептуальной. Рабочее время фрилансера стоит одинаково независимо от того, чем он занимается — созданием сложных концептов или записью компакт-дисков.
- Спекулятивная работа (например, тендеры) для фрилансера неприемлема. (Кроме того, заказчик как правило не ценит результаты такой работы.) Хотя очень и очень многие на обеих сторонах баррикады этого не понимают.
- Фрилансер не может давать скидок — в сутках 24 часа. Фрилансер - это не гипермаркет и от количества работы ему не легче. Цена, разумеется, важна, но в контексте полученной ценности - лучше заплатить больше и получить больше, чем наоборот.
- Единственный адекватный инструмент оплаты труда фрилансера - это почасовая оплата. Однако именно она менее всего понятна и приемлема для заказчика, который платит за результат, а не за процесс. Простого выхода из этогопротиворечия не существует. Сложный выход — в использовании фрилансером системы учета и планирования времени (тайм-трекинг).
- Даже при постоянной загрузке только 50-60% времени фрилансера тратится на выполнение оплачиваемой работы, остальное уходит на самообслуживание — звонки, встречи, бухгалтерия, установка софта, обучение и т.д.
2. Фриланс — это контакты
- Успешный бизнес в творческой среде построен на контактах (а не, опять же, таланте). Поэтому для хорошего фрилансера главное — репутация. Поэтому в 90% случаев страхи заказчика, что фрилансер заберет предоплату и исчезнет, — это миф. Профессиональный фрилансер как никто другой заинтересован в стабильности отношений, потому что повторные работы для того же клиента, как правило, требуют меньше времени и следовательно обходятся ему дешевле.
- В отношениях с фрилансером главное — коммуникации. Поэтому чем меньше промежуточных звеньев между фрилансером и лицом, принимающим решения, тем лучше (в идеале одно — менеджер проекта).
3. Фриланс — это нестабильность
Это обратная сторона главного плюса фриланса — мобильности и адаптивности. Отсюда выводы:
- Нужно подбирать исполнителей по способности создавать стабильность и справляться с нестабильностью (на самом деле остальные — лузеры).
- Работы из серии “надо было вчера” лучше не практиковать. Нужно быть для фрилансера источником стабильности, а не проблем.
5. Типичные мифы о фрилансе
Фриланс — это дешево
Не совсем так. Фрилансер дороже штатного специалиста в краткосрочной перспективе, но дешевле в долгосрочной. Иными словами, хорошие фрилансеры стоят недешево (а плохие не выполняют задач). В долгосрочной перспективе вы все равно сэкономите, но не надо погони за сверхприбылями
Фрилансера найти легко
На самом деле часто приходится вкладывать большие усилия в поиск фрилансера, соответствующего задаче, с которым к тому же легко и удобно работать.
Фрилансер ниже заказчика по уровню
На самом деле хороший фрилансер - это тренированный профессионал, который обладает знаниями и навыками в очень многих сферах. Сейчас появляется новая волна фрилансеров, которые активно обучаются — в частности, я вижу их на наших тренингах. Это очень интересные люди, открытые, универсальные, коммуникабельные, многие осваивают GTD и другие технологии продуктивности.
Я тебя кормлю
На самом деле мир фрилансера не перевернется, если вы от него уйдете. Более того — чтобы фрилансер мог нормально существовать, ни один клиент не должен приносить ему больше 25% прибыли, иначе отношения неизбежно вырождаются в односторонние.
Кроме того, фрилансеры как правило владеют сразу несколькими дисциплинами, например, дизайнер может заниматься еще и иллюстрацией, фотографией, версткой и т.д. Так что даже если исчезнете не только вы, но и вся ваша индустрия, это все равно ему не помешает продолжать свою деятельность
Фрилансер — это отношения на одну ночь
Многие думают, что к фрилансерам применим подход “сделал работу и забыл”. На самом деле в 70% случаев фрилансер понадобится вам в будущем для такой же или похожей работы, причем, как я уже говорил, эффективность этой работы будет выше.
Фрилансеры любят работать по ночам, это такие экстремалы
«Приятно, когда про тебя думают, что ты пьешь Пепси, а не зеленый чай, и много трахаешься» (с) Экстрим приемлем, но до известной меры — пока это интересно, хорошо оплачивается и происходит не слишком часто
6. Работа с фрилансерами
Прежде чем начинать поиск фрилансера, нужно составить хорошее представление об области, в которой поставлена задача, и возможных параметрах работы, четко сформулировать задачу и понять вилку стоимости.
Возможные критерии подбора
- Надежность (сроки, ответственность)
- Способность правильно понимать задачу и вас
- Адекватность в общении
- Мотивация
- Креативность
- Стиль
- Опыт
- Скорость
- Цена
На что обращать внимание при подборе фрилансера?
-
Блог или сайт. Блог дает очень хорошее представление об особенностях человека. Посмотрите, о чем и в каком свете он пишет, и многое станет ясно.По сайту тоже можно многое понять, единственное, сайт может сделать по дружбе другой фрилансер или супруг)
-
Известность в сообществе. Если человек тусуется в профессиональном комьюнити, это большой плюс — это говорит о том, что у него есть репутация, он контактный, интересуется своей профессией, растет. Кроме того, в случае возникновения технических проблем он быстрее решит их с помощью сообщества.
-
Юрлицо, счет в банке. Подтверждение серьезности намерений плюс свидетельство того, что человек работает с цивилизованными организациями.
-
Вопросы, которые он задает. По ним уровень виден часто даже лучше, чем по ответам на ваши вопросы.
-
Его представления о рынке. Коротко: если фрилансер не знает, сколько это может стоить, не связывайтесь.
-
Оперативность ответа. По моему личному опыту — часто первый откликнувшийся на заказ больше других заинтересован в его выполнении. Полезная особенность, если она сочетается с другими критериями.
-
Культура общения. Без панибратства и фамильярности, без игры в дурака.
Как строить отношения с фрилансерами?
- Планируйте работу заранее.
- Небольшая пробная работа с понятным результатом.
- Предоплата или гарантии оплаты необходимы.
- Соблюдайте договоренности, не тратьте зря время фрилансера.
- Оговорите размер компенсации при аварийном завершении проекта и в случае, если вас не устроит результат.
- Не соединяйте фрилансера с заказчиком напрямую, если не уверены на 100% в его коммуникативных способностях, иначе ни одна сторона не получит того, что хотела.
(...)