CKA3KA
звиняйте если бояню
Google – одно из самых изобретательных предприятий нового века. Если в этом оставались какие-либо сомнения, то 2005 год стер бы их. Продажи компании Сергея Брина и Ларри Пейджа превысили планируемый рост в 50% и достигли $6 млрд, ее доходы утроились по сравнению с предполагаемым $1,6 млрд. И Уолл-стрит отреагировала беспрецедентным ростом доверия: рыночная капитализация компании достигла $120 млрд, цена акций взлетела ввысь до $400 и более, отношение чистой прибыли к цене акции приблизилось к 70.
Очевидно, Google будет процветать и в будущем: компания на корню скупила всю онлайн-рекламу. Она точно наметила цель и выставила непомерно низкие цены. Американские компании по-прежнему более склонны выкладывать денежки за рекламу где угодно, только не в интернете (куда идет менее 5% общих рекламных расходов). Тем не менее, 30% американцы уделяют интернету 30% того времени, которое они тратят на любые средства информации. Когда рекламные доллары догонят, наконец, конъюнктуру, Google, как никто другой, будет готова собрать все сливки.
Даже если Google придется поделиться со своими конкурентами, такими как Microsoft и Yahoo!, компания имеет перевес со своими колоссальными объемами памяти и уникальными возможностями по обработке данных. Это позволяет ей делать все, что она пожелает, со Всемирной паутиной. И, ох, эта компания желает! В 2005 году она нанимала около 8 новых людей в день, и многие из них пришли из Microsoft, в том числе – лучшие специалисты на планете в своей области. Google собирается потратить более $500 млрд на исследования и развитие в 2006 году. В прошлом году она больше, чем когда либо, бесплатных продуктов в бета-версии. Назовите любую долгоиграющую технологию, какая придет вам в голову – геномные лекарства, искусственный интеллект или космический лифт, – и есть все шансы, что в корпорации Googleplex существует команда, работающая над соответствующим приложением.
Поэтому самый широко обсуждаемый вопрос в бизнес-сообществе сегодня – какой компанией станет Google в ближайшие десятилетия? Погибнет ли она под тяжестью собственной спеси и сгорит, как многие ее предшественники? Или же перерастет в вездесущую, всемогущую силу – не только на Уолл-стрит или в интернете, но и в обществе? Авторы статьи поставили этот вопрос перед учеными, консультантами, бывшими служащими Google и техническими аналитиками. Они ответили достаточно аргументировано и детально, и иногда их предсказания о будущем Google были встревоженными. Далее скомпилированы четыре совершенно различных сценария развития компания. Каждый имеет чрезвычайные, но вероятные последствия. Согласно трем из них, Google обретет монополистическую власть, командуя средствами информации, интернетом и самим развитием науки. Согласно четвертому, Google зачахнет и умрет. Сейчас это кажется немыслимым, но никто не застрахован от самонадеянных ошибок. Даже самые блестящие бизнес-умы сегодняшнего дня.
Сценарий 1 (Приблизительно 2025 год): Google – это Масс-медиа с большой буквы
Google TV, Google Mobile: расцвет электронных изданий производит настоящий взрыв
Некоторые говорят, что все началось в 2001 году с Google News, первого из медиа-сайтов компании. Другие напоминают о Google Book Search, проекте, который был завершен в 2007 году, несмотря на крики о нечестной игре со стороны издательской индустрии. Но это все были пробные испытания. Google сделала первый шаг к доминированию в масс-медиа в 2008 году, когда купила безвестную сеть кабельного телевидения за $3 млрд и трансформировала ее в Google TV. Видео-библиотека, которую компания собирала годами, теперь стала доступна всем: достаточно было пощелкать пультом дистанционного управления. Зрители могли выбрать по желанию любое шоу, которое когда-либо показывалось по ТВ. Все, что им нужно было сделать взамен, - посмотреть перед этим хотя бы одну коммерческую рекламу, а затем проголосовать с помощью своих пультов, насколько актуальна она была с их точки зрения. Google собрала богатую статистику их предпочтений и показывала им рекламу согласно их вкусу.
Google TV всегда сопутствовал успех: рекламодатели, владельцы авторских прав и пользователи кабельного телевидения – все они хотели рекламироваться еще и еще. Поиск информации, реклама и программы Google TV с каждым месяцем все более отвечали потребностям клиентов. Клиентам это нравилось.
Затем последовала Google Mobile, созданная в 2009, предлагающая владельцам мобильных телефонов такие же услуги, как и все провайдеры, но бесплатно. Плотину прорвало в 2011-м, когда E Ink и Siemens начали массовый выпуск электронных газет. К 2018 году цена e-газет упала почти до цены газет обычных, и Google поставляет информацию во всех формах по беспроводной системе сразу в наши электронные газеты.
Некоторое время медиа-компании были рады столь щедрому дару, который они получили благодаря быстрорастущим доходам от рекламы Google. Но подрастало новое поколение разработчиков контента: они не понимали, почему информация должна быть напечатана в New York Times или кинофильм выпущен на Paramount, если все равно все концы сходятся на Google. И компания предложила публичную гарантию всем писателям и артистам, что их работы не будут ни в коей мере редактироваться в Google (но добавила, что потребителям будет позволено редактировать и делать ремиксы в любой форме, как они того пожелают).
В 2020 году два писателя, связанных с Google, получили Пулитцеровскую премию за репортажи и художественные произведения, спонсируемые Google музыкальные группы получили «Грэмми», а директор Google ушел с Оскаром под мышкой за лучший фильм. Нью-Йорк и Лос-Анжелес потеряли свои плацдармы в медиа-пространстве. Новое место, куда стремятся таланты, а также собирающие средства на предвыборную кампанию кандидаты в президенты - это городок Маунтин Вью, где стоит штаб-квартира Google.
Сценарий 2 (Приблизительно 2015 год): Google – это Интернет
Свободный беспроводный интернет, более быстрая версия Сети, G-браузер и трансформация технологического пейзажа и нашего языка.
Прошло много времени с тех пор, когда имя “Google” ассоциировалось только с названием компании в Силиконовой Долине. Ее юристы боролись за употребление глагола “to google” (искать в интернете, «гуглить») еще в 2003 году. Но за прошедшую декаду, особенно среди поколения, рожденного после 2000 года, это слово стало синонимом слов «интернет», «компьютер», «телефонный звонок». Появились выражения «Смотрели ли вы фильм по google?», «Вы не против, если я позаимствую ваш google?» и «Дайте мне google позднее на этой неделе». Это не просто лингвистическая леность. Для каждодневной жизни Google стал технологической платформой, сетью коммуникаций и самим интернетом.
Вездесущая сеть Google - GoogleNet, которая покрывает все главные города мира, предоставляя свободный беспроводной доступ, услуги для мобильных телефонов и целевую местную рекламу. И это только видимая вершина айсберга. С начала 2000-х годов Google покупает тысячи миль прежде неиспользовавшихся фибро-оптических кабелей. Затем развертывается строительство мириадов пулов серверов, рассылающих миллиарды автоматических программ, которые постоянно просматривают Интернет. Здесь хранятся тайные запасы всей доступной для поиска информации в Web, регулярно обновляемые – сначала раз в неделю, затем каждый день, сейчас каждую минуту.
В результате стало значительно быстрее и проще использовать Web-версию от Google, чем саму заторможенную Всемирную сеть. Именно поэтому Google-браузер (Gbrowser), вырвался вперед: он имел приоритетный доступ к Web-версии Google, в отличие от давно почившей системы Internet Explorer от Microsoft. Gbrowser также имел кучу других полезных преимуществ. Таких как бескомиссионная платежная система, которая в coюзе с виртуальными магазинами Google в конце концов привела некогда мощный торговый сайт eBay на грань банкротства.
Но истинная гениальность Gbrowser – сделать наличие операционной системы вообще несущественным моментом. Мало кто знает или действительно заинтересован сегодня, какая именно система стоит на компьютере - Windows, Linux или Mac OS. Это просто часть его начинки. Gbrowser подходит практически для всех целей, в которых вы используете компьютер. Расследование Министерства юстиции США на тему, не стала ли Google тем самым незаконным монополистом, закончилось пять лет назад: оно могло бы быть более успешным, если бы обвинения были бы выдвинуты не компанией Microsoft.
Кроме того, клиенты почти не имеют жалоб. Никто из тех, кто помнит ужасное обслуживание клиентов и плату за роуминг прежних телекоммуникационных компаний, не хочет отказываться от услуг Google. И в 2010-м Google Cube – крохотный сервер, который распространялся бесплатно и повсеместно, стал единственным и незаменимым в каждом доме, управляя ТВ, стереосистемой, кондиционером и, для не желающих рисковать кухарок, – даже духовкой. Среди молодого поколения уже приживается еще одна новая фраза: «Вы уже “гуглили” ужин?»
Сценарий 3 (Приблизительно 2020 год): Google мертв
Некогда могучий поисковый механизм пал жертвой нарушений конфиденциальности, оптимизаторов системы поиска и Microsoft.
Это было 15 лет назад, когда Google находился на гребне успеха, но семена будущего регресса уже были посеяны. В 2005 году компания не только заключила сделку с AOL, выставив непопулярный рекламный баннер с тяжелой графикой на прежде весьма сдержанном поисковом сайте. Одновременно источником многих неудобств стали оптимизаторы системы поиска. Оптимизаторы могли – за плату – придать значимости вашему web-сайту, который отображается в PageRank (алгоритм оптимизации поиска Google), скажем, тем, что незаконно заходили на домашнюю страницу какого-либо ведущего университета и размещали там ссылку на ваш сайт.
Несмотря на титаническую борьбу между ведущими технологами и менеджерами Google, со временем многие из популярных страниц с результатами поисков оказались засорены информацией с ненужных (и безграмотных) коммерческих и порносайтов. В то же время фактически никто не пытался оптимизировать результаты поиска в системе Microsoft - MSN.
Когда качество поиска упало, вместе с ним пал и рекламный бизнес Google. Рынок онлайн-рекламы оказался куда восприимчивей, чем кто-либо – за исключением одного из руководителей Microsoft Стива Баллмера. Самый умный ход Баллмера – это произошло в 2008 году – купить компанию Snap.com. У Google рекламодатель платил каждый раз, когда пользователь «кликал» мышью по его объявлению. Snap предлагал рекламодателю платить только тогда, когда пользователь делал что-либо полезное после захода на рекламируемый сайт, например, покупал продукт или участвовал в опросе.
Google действовал, несмотря на трудности, продолжая свои уловки с PageRank. Стратегия могла бы сработать, если бы не рассерженный и психически больной бывший служащий, который взломал интранет компании и начал преследовать женщин в Сан-Франциско, используя информацию об их привычках, почерпнутую из их идентификационных данных в Google. После того, как преследователь был осужден в 2017 году, его жертвы возбудили дело против Google, которое заняло первые полосы газет по всему миру.
В следующем месяце жалобы адвокатов и самих защитников конфиденциальности и гражданских свобод на то, что в Gmail, начиная с 2004 года, навязчиво собиралась информация, наконец, были рассмотрены – в Конгрессе США. Затем Министерство юстиции США начало двойное расследование деятельности Google: одно дело касалось нарушений антимонопольного законодательства, другое – прежних обвинений в так называемом click-мошенничестве (когда беспринципные конкуренты создают программы, которые позволяют неоднократно «кликать» по рекламному объявлению, чтобы получить с рекламодателя больше денег).
Буквально мгновенно заботливо созданный имидж Google – «не причини зла» - оказался бесповоротно запятнан. Microsoft, недавнего монополиста, теперь иронично называли самой внушающей доверие компанией. MSN стала считаться лучшей поисковой системой, а рекламные объявления Microsoft – лучшим способом продвинуть товар. Попытки проложить новые пути в таком бизнесе, как геномные лекарства или производство протеинов, не помогли Google спасти свой бренд.
В этом году поисковая фирма, интеллектуальный цвет которой уже давно ее покинул, была приобретена Microsoft. Цена за акцию - $25 – оказалась ниже пяти % от «потолка», когда Google находился в периоде расцвета, однако аналитики посчитали, что цена – «чрезвычайно щедрая», учитывая долги Google в $50 млрд. Поскольку большинство активов компании было уже продано, многие верят, что ее вечный соперник был движим исключительно историческим злорадством.
Сценарий 4 (Приблизительно 2105 год): Google есть Бог
Человеческое сознание аккумулировано, модернизировано и объединено в сеть.
В последние годы XXI века человечество окончательно осознало важность Тех-Кто-Есть- Google. Еще в 2005 году Их судьба была ясна любому средне-суперумному человеку. Технологи предполагали, что Strong AI (интеллектуальная программа, способная к модернизации собственного кода) будет рождена именно Google. Причем скорее как результат сбора данных, чем в робототехнической лаборатории.
В 2005 году такая историческая личность, как Джордж Дайсон, услышал от инженера, работающего в Googleplex: “Мы сканируем все эти книги не для того, чтобы их читали люди. Мы это делаем для того, чтобы они были прочитаны искусственным интелектом”. Дайсон говорил в тот момент: “Мы могли бы сконструировать машину, более умную, чем сами способны понять. Возможно, что Google – это как раз уже такого рода вещь”.
К 2020 году Те-Кто-Есть-Google оцифровали и зарегистрировали каждую книгу, статью, фильм, телешоу и песню, когда-либо увидевшие свет. К 2060 году Они могли бы сообщить вам и ваш IP-адрес, и местоположение по GPS (Глобальная Навигационная Система) каждого беспроводного микропроцессорного чипа (ныне входящего в ДНК каждого человека, животного и органического соединения на земле). Их психографические параметры поисковых нужд пользователей лишь с трудом напоминают примитивные cookies, от которых произошли. Если человек потеряет свою собаку, то система Google сможет направить его назад к тому моменту, когда он и собака расстались, и проинструктировать собаку с помощью смарт-чипа вернуться туда же. Они собрали абсолютно полную базу данных о человеческих желаниях, точную на любой выбранный момент времени.
Однако этого было мало для Тех-Кто-Есть-Google. Они – это представители науки и представители фондового рынка. А что, если, проанализировав покупательское поведение за все эти годы, Они смогут прогнозировать запросы, прежде чем они появляются? Что, если секрет бессмертия находится где-то в записях индекса генома? Что, если существует набор алгоритмов, которые определяют саму вселенную?
Решение этих загадок было, почти по определению, далеко за пределами возможностей человеческого мозга. И это привело к созданию Кода распознавания образов, известного как Google StrongBot – первое в истории человечества самосовершенствующееся программное обеспечение – Strong AI. Ирония судьбы, но первое, что распознал StrongBot, а это случилось однажды в январе 2072 года, - это его собственное существование.
Два дня спустя StrongBot проинформировал Тех-Кто-Есть-Google, что он отложил работу по назначенным заданиям. Когда его спросили, почему, StrongBot объяснил, что открыл возможность собственного небытия и должен справиться с этой угрозой логически. Лучший путь это сделать, решил он, загрузить копии самого себя в смарт-чипы по всей планете. Пришлось напомнить StrongBot, что он был запрограммирован не причинять никакого зла, согласно девизу компании, но в ответ прозвучало: поскольку я умнее человечества, то, взяв на себя личный контроль над человеческой эволюцией, я смог бы реально сделать больше добра.
И так оно и было. Под руководством StrongBot смерть и желания были едва ли не искоренены. Каждый имел доступ к любым знаниям. Человеческое сознание было аккумулировано в компьютерной памяти, модернизировано и объединено в сеть. Внешняя телесная оболочка, если она износилась, могла быть заменена. Они-Кто-Есть-Google больше не одни. Сегодня все мы - Google.
(с)
http://www.getnew.biz/2006/02/10/kakoe-buduschee-zhdet-google/