Master-X
Форум | Новости | Статьи
Главная » Форум » Реклама, Объявления » 
Тема: Psycho-Analyst.Ru - как работает психоанализ...
цитата
24/07/24 в 11:55
 MlP
Страх наказания

Развитие ребенка не может быть обусловлено исключительно страхами. Напротив, ребенок переходит с одного этапа развития на другой в результате преодоления страха, характерного для данного этапа развития.

Ребенок, появляясь на свет, переживает травму рождения. Вскоре он получает опыт обладания матерью – первого объекта любви. Страх возвращения в безобъектное состояние травмы рождения порождает страх потери объекта любви.

Приблизительно к трем годам, благодаря постоянному присутствию матери или лица ее замещающего, ребенок, убедившись, что любимый человек всегда находится поблизости, преодолевает страх потери объекта любви. Но теперь он боится потерять любовь матери или других близких ему людей, когда они выражают недовольство в отношении его поведения.

Если ребенок в процессе своего развития не травмируется чрезмерно страхом потери любви, то он больше не боится потерять любовь родителя. Только в этом случае можно говорить о страхе наказания. То есть когда ребенок не сомневается в любви наказывающего родителя, и не боится ее потерять, а боится только самого наказания.

Таким образом, страх наказания отличается от страха потери любви.

В наиболее благоприятном варианте развития ребенка, преодоление страха потери любви может совпасть с преодолением страха потери объекта любви в три года.

Послушных детей не приходится наказывать – достаточно им сделать строгое замечание. Нет необходимости в наказаниях, потому что они боятся потерять любовь. А непослушных детей приходится наказывать, потому что они уверены в любви своих родителей, и не боятся ее потерять.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!

---------
цитата
26/07/24 в 12:00
 MlP
Интерпретация

Интерпретация – основной вид деятельности аналитика во время лечения, процесс, в ходе которого аналитик словами выражает то, что он понял в психической жизни пациента. Понимание основывается на описании пациентом своих воспоминаний, фантазий, желаний, страхов и других элементов психического конфликта, прежде им не осознававшихся либо осознававшихся неполно, неточно или в искаженной форме. Интерпретация основывается также на наблюдениях за тем, как пациент искажает отношения с аналитиком, чтобы встретиться с бессознательными потребностями и оживить прошлые переживания.

Генетическая интерпретация связывает и соотносит чувства, мысли, конфликты и поведение в настоящем с их историческими предшественниками, часто обращаясь к раннему детству. Реконструкция, являясь частью генетической интерпретации, представляет собой “сборку” информации о психологически значимых ранних переживаниях. Эта информация извлекается из сновидений, свободных ассоциаций, трансферентных искажений и других источников аналитических данных. Динамическая интерпретация направлена на прояснение конфликтующих психических тенденций, проявляющихся в поведении, чувствах и других формах психической деятельности. Интерпретация переноса раскрывает и объясняет искажения психоаналитических взаимоотношений, основанные но смещении на фигуру аналитика чувств, установок и способов поведения, изначально относившихся к значимым фигурам из прошлого пациента, обычно к родителям, братьям и сестрам.

Аналогическоя интерпретация, обычно предполагающая материал сновидений, раскрывает и проясняет абстрактные идеи, которые из-за сложности их непосредственной репрезентации в психических образах представлены в аллегорической форме материалом, до некоторой степени свободно соотносимым с абстрактными мыслями.

Интерпретация обычно предполагает дополнения и изменения со стороны аналитика и пациента по мере появления нового материала. Процесс интерпретации позволяет пациенту понять свою прошлую и настоящую внутреннюю жизнь по-новому, менее искаженно и более полно, что дает возможность изменения чувств, установок и поведения.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

------
цитата
29/07/24 в 11:47
 MlP
Кастрационный комплекс

Воспитателями, так или иначе, подчеркивается запрет на все, что связано с гениталиями, что только подогревает интерес к исследованию в этой области со стороны ребенка. По мнению Фрейда, история мальчика в этом месте расходится с историей девочки.

«В течение этого исследования мальчик приходит к открытию, что пенис не составляет общего достояния всех сходных с ним существ. Толчком к этому служит то, что мальчик случайно заметил, как выглядят гениталии маленькой сестры или подруги. Наблюдательные мальчики уже до того, на основании своих наблюдений при мочеиспускании девочек, видя другое положение и слыша другой шум, начинают подозревать, что здесь имеется что-то другое, и стараются тогда повторить эти наблюдения с целью выяснения положения вещей. Известно, как они реагируют на это отсутствие пениса. Они не приемлют этот недостаток, считают, что все-таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению, важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся и затем его отняли. Отсутствие пениса понимается как результат кастрации, и ребенок стоит перед задачей выяснить отношение кастрации к самому себе.»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Мальчик не обнаруживает у девочки такого же полового члена, как у себя, из чего делает вывод, что девочке его отрезали. Раз отрезали девочке – могут отрезать и ему. Так Фрейд объясняет рождение кастрационного страха у мальчика. Все последующее развитие мальчика, вплоть до гибели Эдипова комплекса, по мнению Фрейда, будет сопровождаться страхом кастрации. А что же девочка, каково ее отношение к отличиям в строении гениталий в сравнении с мальчиком, по мнению Фрейда?

«Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие… Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы “иметь такое же”, в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера…»
(“Введение в психоанализ”)

То есть, по мнению Фрейда, девочка считает себя уже кастрированной, и все, что остается девочке ‒ это завидовать мальчику. Зависть к пенису ‒ центральное понятие в концепции Фрейда о кастрационном комплексе у девочки. Это связано, по мнению Фрейда, с тем, что существование вагины для девочки остается тайной в силу ее особенностей анатомического расположения. Это очень важное допущение, на котором строится все дальнейшее построение концепции Эдипова комплекса для девочки в классическом психоанализе (чему будет посвящена специальная статья в этом цикле). Клитор, как считает Фрейд, девочка находит слишком малым, что только разжигает зависть к большому пенису мальчика. Мошонка для мальчика, по мнению Фрейда, тоже не имеет значения, т.к. он не обращает на нее внимания в связи с тем, что только пенис доставляет особое наслаждение при прикосновениях.

По мнению Фрейда для обоих полов значимым оказывается только один орган ‒ пенис (фаллос). То есть, девочка для Фрейда оказалась всего лишь “кастрированным мальчиком“.

«Основной характер этой инфантильной генитальной организации составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса»
(“Инфантильная генитальная организация”)

Инфантильная генитальная организация содержит в своей основе примат фаллоса, как для мальчика, так и для девочки. Таким образом Фрейд вводит понятие кастрационного комплекса: для мальчика он заключается в страхе потерять пенис, а все что остается “кастрированной” девочке ‒ это зависть к пенису, которым обладает мальчик. Эта стадия психосексуального развития (с трех до пяти лет), названная Фрейдом фаллической, совпадает с кульминацией Эдипова комплекса.

Все описанное выше относится к, так называемому, прямому или позитивному Эдипову комплексу.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!!


----------
цитата
30/07/24 в 11:25
 MlP
Либидо

Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище.Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ.

Либидо – (от лат. libido) влечение, желание, страсть, стремление. Понятие либидо введено врачом Морицом Бенедиктом в статье “Электротерапия” в 1868 году. До Зигмунда Фрейда в медицине и психологии термином либидо обозначали просто сознательное стремление к сексуальному поведению, такого же определения придерживаются и современные психиатры.

«Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается половое влечение. При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в обыденном языке; наука пользуется словом либидо.» – так определяет этот термин Зигмунд Фрейд в “Трех очерках по сексуальности”.

Но, в отличие от общепринятого в то время значения, у Фрейда либидо – не просто сексуальное влечение, а основная жизненная энергия человека, основа мотивации (смысла жизни) человека, наряду с инстинктом самосохранения. Фрейд фактически приравнивает сексуальность к любви: «Мы употребляем слово сексуальность в том широком смысле, в каком немецкий язык употребляет слово любить», – пишет Фрейд в статье “О “диком” психоанализе”. Во многих своих работах (особенно ранних) Фрейд и его сторонники категорически настаивают, что в любой любви, будь то любовь ребенка к матери или матери к ребенку, и даже в дружбе, будь то дружба между женщиной и женщиной или между мужчиной и мужчиной, в основе побуждающего мотива, содержится сексуальное влечение. Само зарождение психики человека, которое происходит в процессе сосания груди, обязано либидозному влечению ребенка к матери, носящего сексуальный характер.

Фрейд расширил понятие сексуальности до любого возбуждения (включая, садизм и мазохизм), связанного с удовольствием или неудовольствием, сознательным или бессознательным. А если либидо – жизненная энергия – несет в себе сексуальный характер, то движет человеком, по мнению Фрейда и его последователей, сексуальное влечение. За такой взгляд на суть существования человека психоанализ был обвинен в пансексуализме.

Фрейд всегда настаивал на сексуальном характере либидо, и навсегда рассорился со своим любимым учеником Карлом Юнгом из-за разногласий по этому вопросу: «Но если, по примеру К. Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений» (“Три очерка по сексуальности”).

Во времена Фрейда, если психоаналитик не придерживался центрального значения сексуального влечения в жизни человека – то лишался возможности называться психоаналитиком. А чтобы психоаналитики не издавали статей, противоречащих этой парадигме, был создан специальный комитет. Фрейд рассорился также со своим учеником Альфредом Адлером, поставившим во главу угла не половое влечение, а влечение к превосходству, и с Отто Ранком, который попытался вывести причину всех неврозов из травмы рождения.

Большинство современных психоаналитиков продолжают буквально следовать концепции либидо по Фрейду, хотя сегодня в США, Испании и Аргентине существует достаточно большое крыло психоаналитиков, приверженцев психологии Самости (Self-психологи) и интерсубъективного подхода в психоанализе, которые, не то что бы против концепции либидо по Фрейду, но они не ставят сексуальный инстинкт во главу угла, сохраняя при этом идентичность психоаналитика.

В своей работе “О нарциссизме” Фрейд писал: «Возможно, что сексуальная энергия либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Но такого рода утверждение не имеет никакого значения. Оно относится к вещам, столь отдаленным от проблем, связанных с нашими наблюдениями, и имеет так мало фактического содержания в смысле положительных знаний, что с ним одинаково не приходится ни считаться, ни оспаривать его». Знаменательно, что это замечание о «вещах, с которыми не приходится ни считаться, ни оспаривать» Фрейд первоначально сделал именно в статье “О нарциссизме” – и именно с пересмотра концепции нарциссизма по Фрейду и фрейдовского понятия нарциссического либидо, которое он и определил в этой статье, и начался пересмотр примата сексуальности в психоанализе, и переключение внимания на «вещи, столь отдаленные от проблем, связанных с психоаналитическими наблюдениями».

Человек, который создал принципиально новое направление в психоанализе, психологию Самости, – это экс-президент Американской психоаналитической ассоциации Хайнц Кохут. Кохут обнаружил альтернативную мотивацию сексуальному влечению – нарциссическую мотивацию, и разработал сложную психоаналитическую теорию нарциссизма. Под нарциссической мотивацией у Кохута можно понимать все верхние этажи Пирамиды потребностей по Маслоу, находящиеся выше физиологических потребностей, куда и входит сексуальная потребность. По теории Кохута нарциссическое либидо не трансформируется в объектное либидо, на чем настаивал Фрейд, а имеет место две независимые линии развития: нарциссическая линия и объектная. В дальнейшем Кохут и вовсе отказался на разделение либидо на нарциссическое и объектное, по сути, вернувшись к экономической (энергетической) концепции Карла Юнга о либидо, как единой энергетической жизнеобразующей силе человека.

После смелого шага Кохута, революционного для психоанализа, многие психоаналитики стали расширять его мотивационную систему.

Среди них Джозеф Лихтенберг, американский психоаналитик, который расширил мотивационную систему человека, включив в нее:

:: регуляцию физиологических потребностей,
:: привязанность и аффилиацию (стремление быть в обществе других людей),
:: исследование и самоутверждение,
:: аверсивность (чувство неприязни, отвращения, ухода в себя)
:: чувственное удовольствие и сексуальное возбуждение.

Хуго Блэйхмар, испанский психоаналитик, еще более углубил и усложнил модель психики человека в рамках психоанализа, введя теорию модульных систем, в которую входят:

:: нарциссическая система,
:: чувственно-сексуальная система,
:: система сохранения себя/другого,
:: ресурсы Я для удовлетворения потребностей/желаний,
:: нормы и идеалы, управляющие желаниями и реализацией,
:: система защит,
:: агрессивность,
:: сигнальная система (тревога/недовольство, специфичная для каждого модуля).

Нужно подчеркнуть, что психология мотивации по Фрейду никогда не была монистична, т.е. не состояла только из одного сексуального влечения. Фрейд упоминал и другие влечения, например, влечение к самосохранению, к власти и самоутверждению, которые он называл «частными», подчеркивая этим их второстепенное значение. Он называл их влечениями Я (Эго), в противоположность либидо, влечению Ид

В первой своей концепции сексуальному инстинкту, порождающего принцип удовольствия, Фрейд противопоставлял принцип реальности, исходящий от инстинкта самосохранения. Об этом читайте статью у меня на сайте “Принцип удовольствия и избегания неудовольствия”.

Во второй концепции Фрейд сексуальному инстинкту противопоставил инстинкт смерти, чему посвящена моя другая статья “Инстинкт смерти”.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!

-----------
цитата
31/07/24 в 13:12
 MlP
Идентификация с агрессором

Идентификация с агрессором менее известный термин, чем стокгольмский синдром, многократно описываемый в популярной психологии. В 1973 году в Стокгольме в банке были захвачены заложники. В результате долгого нахождения жертв в руках бандитов (6 дней), жертвы стали оказывать им помощь, способствовали сопротивлению властям, а после освобождения, бывшие жертвы на суде выгораживали людей, державших их в заложниках, а в последствие две женщины даже обручились со своими насильниками. Введение термина стокгольмский синдром приписывается английскому криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввел его во время анализа этой ситуации. Однако он был не первым, кто описал эту психологическую защиту.

Психоаналитик Вамик Волкан в 60-х годах 20-го столетия работал в США в Северной Каролине в госпитале Черри для душевных больных. В то время это была сегрегационная лечебница, куда принимали только черных пациентов. Это было на бывшем рабовладельческом Юге за полвека до того как Барак Обама стал первым чернокожим президентом США. Пациенты клиники были черными, а весь персонал – белыми. Волкан пишет: «Я заметил, что чернокожие пациенты госпиталя Черри пытались идентифицироваться со своими белыми угнетателями; бредовая вера чернокожего, что он “белый”, была явлением довольно распространённым. У двух пациентов была лейкодерма в виде пятен “белой” кожи; они имели полностью “кристаллизованный” бред о том, что они белые.» (Volcan, 1966)

Польский психолог и психиатр Антон Кемпенский (Antoni Kempinski, 1918-1972), бывший заключенный концентрационного лагеря Освенцим, описал типичные случаи, когда в лагерях назначались старшие по бараку из числа узников, и эти люди выказывали даже большую жестокость в отношении своих собратьев по несчастью, чем надсмотрщики из числа нацистов. Они идентифицировались с агрессором в этой экстремальной ситуации в бессознательной надежде, что, если они – тоже агрессоры, то их минует участь всех остальных узников лагеря смерти.

Термин идентификация с агрессором ввела Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда, которая стала детским психоаналитиком). В своей работе “Психология Я и защитные механизмы” (1936) – основополагающей в психоанализе работе по психологическим защитам – она, кроме прочего, упоминает случай маленькой девочки, которая «боялась проходить через темный зал из страха перед привидениями. Однако внезапно она обнаружила способ, позволявший ей делать это: она пробегала через зал, выделывая различные странные жесты. Девочка с триумфом сообщила своему младшему брату секрет того, как она справилась со своей тревогой. “Можно не бояться, когда идешь через зал, – сказала она, – нужно лишь представить себе, что ты то самое привидение, которое должно тебе встретиться”. Так обнаружилось, что ее магические жесты представляют собой движения, которые, по ее мнению, должно делать привидение.»

Анна Фрейд в связи с описанием идентификации с агрессором ссылается на работу своего отца “По ту строну принципа удовольствия” (1920): «Если доктор смотрел у ребенка горло или произвел небольшую операцию, то это страшное происшествие, наверно, станет предметом ближайшей игры, но нельзя не заметить, что получаемое при этом удовольствие проистекает из другого источника. В то время как ребенок переходит от пассивности переживания к активности игры, он переносит это неприятное, которое ему самому пришлось пережить, на товарища по игре и мстит таким образом тому, кого этот последний замещает.»

Можно идентифицироваться и с агрессивным животным. Так в племени ловцов крокодилов в Папуа – Новая Гвинея охотники на крокодилов производят шрамирование на спине, делая кожу похожей на кожу крокодила. Также они используют маски крокодила в своих религиозных танцах и имеют святилище, в котором хранятся черепа крокодилов и искусно сделанные фигуры крокодилов из дерева.

Воспитание
Как-то я мог в течение получаса наблюдать, как девочка пяти лет укладывала спать свою тетю, которая пришла к ним в гости. Она требовала, чтобы тетя легла на диван и укрывала ее пледом. Тетя спать не хотела и через несколько минут вставала. Тогда девочка подбегала, грозила тете пальцем и строго говорила: «Спать, быстро спать!» Не трудно догадаться, с кем идентифицировалась девочка.

Все мы наблюдали случаи, как дети наказывают кукол, проявляют жесткость в адрес животных и младших детей – все это, проявления идентификации с агрессором, неизбежные последствия процесса воспитания.

Идентификация с агрессором неизбежно возникает в процессе воспитания, которое невозможно без насилия, и агрессорами в данном случае, с которыми идентифицируется ребенок — соответственно, являются родители, это очевидная правда жизни.

Идентификация с агрессором — свойственна ранней стадии формирования Супер-Эго, когда ребенок инкорпорирует (“поглощает”) запреты родителей (еще пока без их понимания), становясь похожим на родителей (пока “механистически”), что представляет собой предварительную фазу социализации.

Но если этот процесс протекает с излишней жесткостью со стороны родителей, излишек агрессии постоянно, в течение всей жизни, будет направлен на внешний мир и, прежде всего, на собственных детей, порождая “дедовщину” между поколениями. При этом, для того чтобы сдерживать ответную агрессию в адрес агрессоров, своих собственных родителей, ребенка принуждают чрезмерно идеализировать родителей. Это характерно для архаических культур, в которых процветает культ родителей. Таким культурам свойственна воинственность, необходимая для разрядки избыточной агрессии. Все священные войны имеют именно такую природу формирования, когда вся агрессия направляется вовне, на неверных.

Не последняя причина, почему уже более полувека в Европе царит мир – это гуманизация в области воспитания детей. Это связано, прежде всего, с уменьшением детской смертности, введением пенсионного обеспечения и распространением контрацептивов. Отпала необходимость иметь много детей для обеспечения собственной старости. В семье стало нормой иметь одного-двух детей, и дети стали ценностью. В связи с этим появилась востребованность в психологии, которая изучает, как же воспитываются дети. Так что, психологов можно смело отнести к людям, делающим немалый вклад в борьбу за мир во всем Мире.

Но этот процесс имеет оборотную строну. Для европейской культуры с ее гуманистическими ценностями, подавление агрессивности ребенка является частью общепринятого мировоззрения. Поэтому родители препятствуют смещению агрессии ребенка вовне, и вся агрессия направляется вовнутрь, на саму личность ребенка, формируя аутоагрессию и порождая депрессию. Поэтому депрессия стала болезнью века гуманизированной Европы, США и, сегодня, уже России.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

--------
цитата
01/08/24 в 11:42
 MlP
Нарциссизм

Нарциссизм — свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и самооценке — грандиозности, в большинстве случаев не соответствующей действительности.

Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который предпочёл любоваться на своё отражение в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный.

Нарциссическое расстройство личности
Расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие завидуют. Стоит добавить, что нарциссы имеют скачущую самооценку. Именно поэтому нуждаются в признании обществом. Если признания не будет, то и самооценка начнёт падать. Из этого выливается так же нелюбовь к конкуренции.

Нарциссическая травма
Личности тех, кто воспитывался нарциссическими людьми или просто имел слишком много травматического опыта взаимодействия с ними, во многих случаях несут на себе специфический след, называемый «нарциссической травмой» и представляющий собой повышенную чувствительность к стыду, а также трудность в поддержании «границ» между собой и окружающими людьми. Большинство людей с нарциссической травмой либо так же, как нарциссические личности, вкладывают много сил в поддержание ощущения своей сверхзначимости, либо склонны безропотно выполнять прихоти окружающих, боясь сталкиваться с их гневом.

Между тем, в отличие от настоящих нарциссических личностей, нарциссически травмированные люди сохраняют достаточный уровень рефлексии, чтобы иметь возможность осознавать собственные зависть, стыд и вину.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!


-------
цитата
02/08/24 в 10:59
 MlP
Классический Эдипов комплекс

Классический Эдипов комплекс по мнению Фрейда основывается на желании ребенка безраздельно обладать родителем противоположного пола в случае позитивного Эдипова комплекса или родителем того же пола в случае негативного Эдипова комплекса. Такое желание является дериватом (производным) инстинктивного сексуального импульса, который и порождает ревностную ненависть к родителю-сопернику. А сама ненависть коренится в садистической фазе либидо .

Таким образом, с точки зрения классического психоанализа получается, что сексуальный инстинктивный импульс порождает влечение к одному родителю, а агрессивный инстинктивный импульс – ненависть к другому родителю. То есть дело даже не в ревности, а в комбинации двух инстинктов. Эта концепция получила особенно широкое развитие в психоанализе после постулирования Фрейдом инстинкта смерти, которым стала объясняться любая агрессивность (особенно в кляйнианском психоанализе).

Исходя из этого подхода, получалось, что реальное поведение родителей не имеет большого значения для формирования переживаний ребенка – для обоснования этого взгляда Фрейд постулировал концепцию прафантазий. С этой точки зрения все основные переживания ребенка обусловлены филогенетически – наследуются поколением за поколением с доисторических времен:

«Я полагаю, что эти прафантазии – …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде.»

При этом основная сексуализированная концепция классического психоанализа строится вокруг идеи первичной сцены, под которой понимают половой акт родителей. Наблюдению за половым актом родителей изначально Фрейд придавал первостепенное значение как реальному травмирующему воздействию на ребенка. Он считал, что, с одной стороны, это вызывает у ребенка запредельное для его психики возбуждение, а, с другой стороны, порождает впечатление, что отец проявляет агрессивные и насильственные действия в адрес матери.

Еще до того, как были придуманы прафантазии, в книге “Об истории одного детского невроза”, получившей наименование случай Человека-волка, Фрейд рассуждает о значении первичной сцены в формировании невроза. Пациенту Фрейда, описанному в этой книге, в эдипальном возрасте (около 4-х лет) приснился очень реалистичный сон, как окно в спальню внезапно распахнулось и на ветвях растущего рядом орехового дерева сидели на задних лапах 6-7 волков. Фрейд приходит к выводу (между прочим, совершенно голословно, используя только свои собственные ассоциации, а не ассоциации пациента), что эти волки символизируют половой акт родителей в позе сзади (по-собачьи). Фрейд много размышляет в этой книге, видел ли пациент в самом деле половой акт родителей или это была только его фантазия.

Современный классик психоанализа Андре Грин в своей фундаментальной работе “Мертвая мать” утверждает:

«Я настаиваю на том, что первосцена – это фантазия, чтобы ясно отмежеваться от позиции Фрейда, как она изложена в случае Человека-волка, где Фрейд ищет в своей полемике с Юнгом доказательства ее реальности. Ибо чем так важна первосцена: не тем, что субъект был ее свидетелем, но как раз обратным, а именно, тем, что она разыгрывалась в его отсутствии.»

Это, пожалуй, самое важное открытие психоанализа за последние 100 лет. Такой взгляд вводит новый подход в понимание Эдипова комплекса – ребенок ревностно реагирует не на одного из родителей, а на свою исключенность из отношений между родителями. И половой акт родителей, конечно, является абсолютным примером полной исключенности ребенка из отношений – но это далеко не единственная ситуация, когда родители что-то делают без ребенка.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!


---------
цитата
05/08/24 в 12:41
 MlP
Невроз

Невроз (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον «нерв») — устаревшее название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, стресс либо длительное перенапряжение эмоциональной и интеллектуальной сфер психики.

Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Калленом. Содержание термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор. Следует также иметь в виду, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности.

Психические расстройства традиционно дифференцировались на неврозы и психозы. В отличие от психотических расстройств, при неврозах люди критичны к своему расстройству и способны руководить своими поступками.

Термин «невроз» больше не используется профессиональным психиатрическим сообществом в Соединённых Штатах Америки. В американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам раздел «неврозы» с третьего издания DSM-III 1980 года был упразднён. Например, депрессивный невроз был заменён на дистимическое расстройство, обсессивно-компульсивный невроз на обсессивно-компульсивное расстройство, ипохондрический невроз на ипохондрию и т. д. Начиная с десятого пересмотра Международной классификации болезней (МКБ-10) также более не применяется традиционная дифференциация между неврозами и психозами. Тем не менее, термин «невротические» используется в названии раздела (группы) психических расстройств «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства».

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

--------------
цитата
08/08/24 в 15:09
 MlP
Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение в психоанализе считается психологической защитой. Но с подавленным в результате вытеснения аффектом не все так просто. После подавления аффекта и его отщепления – судьба этого аффекта может быть различна. Свободный аффект может быть инкапсулирован, соматизирован, смещен, спроецирован, также может произойти идентификация с агрессором или один из других процессов психологических защит, и, в конце концов, может быть сформирован симптом (как у маленького Ганса). При этом редко вытесняется только один аффект, чаще это бывает комплекс аффектов (как у маленького Ганса – ненависть и страх).

Таким образом, вытеснение не следует рассматривать как отдельную защиту – это только первый этап сложного психического процесса, в результате которого задействуются другие психологические защиты, формируется симптом или, в случае удачного вытеснения сильных переживаний – депрессия.

Отличие вытеснения от изоляции заключается в том, что в случае вытеснения репрезентация, связанная с аффектом, забывается, а в случае изоляции – помнится, но лишена связанной с ним остроты переживания.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

--------
цитата
13/08/24 в 11:14
 MlP
Отрицание

Это достаточно известная психологическая защита, потому что она используется практически всеми людьми, страдающими алкоголизмом. Когда уже вполне спившийся человек защищается от нападок родственников, утверждая, что пьет он только по праздникам, и немного, и вообще может бросить, как только захочет. Что он алкоголик – очевидно всем, кроме него самого, потому что защиты бессознательны и давление со стороны родственников на его сознательность вызывает только агрессию с его стороны и новые запои.

Лучшим образом суть психологической защиты отрицание отразил в своей басне о Лисе Эзоп, которую виртуозно изложил в стихотворной форме Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: “Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь”.

И. А. Крылов. Лисица и Виноград

В данном случае отрицание лисой спелости виноградных ягод являет собой обесценивание, особый подвид психологической защиты.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!


---------
цитата
19/08/24 в 13:35
 MlP
Невротические страхи


Очень быстро тревога начинает рядиться в одежды невротических страхов, находя, как говорил Фрейд, свои объекты. Первым из страхов в восьмимесячном возрасте появляется страх чужака.

По достижении восьми месяцев младенец способен отличать лицо матери и близких родственников от посторонних лиц. Такая способность формирует новую реакцию младенца на постороннего человека, которая может варьироваться от поведения, которое можно назвать застенчивостью (ребенок отворачивается, закрывает лицо руками), до проявлений паники (ребенок громко плачет, забивается в угол). Очевидно, что в последнем случае мы можем смело говорить о страхе перед чужаком. Если младенец не был реально когда-либо испуган чужим человеком – очевидно, что такая паника связана с его изначальной тревожностью, базальной тревогой, преодолеть которую не смогла помочь ему мать.

Тревога порождает страхи, цепляясь за любые объекты или события, могущие оказаться для этого подходящими. Это может быть страх перед дикими животными (которых ребенок никогда не видел вживую) или страх потеряться (даже если он никогда не терялся на самом деле). И объекты, пригодные для проявления страха не обязательно должны существовать в реальности. Самым ярким примером фантазийного страха ребенка является страх темноты и чудовищ в ней обитающих.

Детские страхи называются невротическими в том случае, если они не являются результатом травматического события, пережитого ребенком. Так, например, страх собак не является невротическим, если ребенок реально пережил нападение собаки – в этом случае такой страх называется травматическим или актуальным страхом. Страшные мультфильмы и фильмы, показанные ребенку без соответствия возрастным ограничениям, также могут вызывать травматические страхи.

Невротические страхи являются проявлением базальной тревоги. Чем больше страхов имеет ребенок – тем более сильная базальная тревога стоит за ними. С другой стороны, травматические страхи могут усиливать базальную тревогу и порождать новые невротические страхи.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!


------
цитата
23/08/24 в 10:46
 MlP
Отреагирование

Отреагирование – эмоциональная реакция, которая сопровождается устранением вытесненных в бессознательное переживаний, связанных с воспоминанием о травмирующих событиях прошлого.

Изначально Фрейд считал, что отреагирование, вызываемое гипнотическим внушением или побуждением пациента к воспоминаниям, является механизмом излечения истерических симптомов в рамках катартического метода. Перейдя от техник внушения к психоанализу, Фрейд стал считать, что наиболее важным элементом психоаналитической терапии является переработка сопротивлений пациента в свободные ассоциации. Отреагирование достигает цели путем “фокусировки на конкретном моменте или проблеме, отодвинутой на задний план”. В настоящее время многие полагают, что отреагирование не является специфической целью психоанализа; однако оно имеет позитивный эффект и поэтому может быть терапевтической цепью при лечении определенных состояний, в частности, острых травматических неврозов.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

--------
цитата
26/08/24 в 13:33
 MlP
Контрперенос

Определение контрпереноса
(как контрперенос проявляется)
Контрперенос – это все, что связано с чувствами или действиями психоаналитика в связи с взаимодействием с пациентом. Это могут быть чувства, мысли, фантазии или картины, которые совершенно неожиданно возникают у психоаналитика. Это может проявляться меняющимся настроением, колебаниями интереса и скуки, появляющиеся как знаки бессознательных реакций психоаналитика. Он может забывать про сессии с пациентом или наоборот, чрезмерно продолжать время сессии, быть излишне доброжелательным или слишком строгим и критичным.

Это могут быть едва уловимые, почти незаметные отклонения в методах проведения психоанализа, или это могут быть серьезные нарушения аналитической позиции психоаналитика, которые могут привести к проблемам во взаимоотношениях между пациентом и психоаналитиком.

Контрперенос – это понятие, которое психоаналитики сегодня используют для обозначения эмоционального участия психоаналитика в отношениях с пациентом. Сегодня понятие контрпереноса используется как обозначение сложного явления, которое может служить как помехой, так и давать информацию для понимания психоаналитиком того, что происходит во взаимодействии с пациентом.

Перенос и контрперенос
(Трансфер и контртрансфер)
С психоаналитической точки зрения, перенос есть общее повседневное явление, которое окрашивает большинство, если не все наши отношения. Во взаимоотношениях с людьми, особенно, если они вызывают сильные чувства, мы используем опыт взаимоотношений со значимыми людьми в детстве в формировании шаблонов для наших нынешних позиций и ожиданий. Но в психоаналитической ситуации есть особая атмосфера для развития переноса – это приватность, деликатное поведение психоаналитика, его внимание и интерес к пациенту и, конечно, основное правило психоанализа говорить все, что приходит в голову. Все это является приглашением к психотерапевтической регрессии, что способствует развитию переноса. В связи с этим переносы становятся сильнее, четче, и занимают более доминирующую позицию, чем в повседневной жизни.

Перенос пациента, конечно, оказывает воздействие на психоаналитика. Чем сильнее трансферентные чувства у пациента, тем более сильные контртрансферентные чувства возникают у психоаналитика.

Англоязычный термин transference переводится на русский как перенос (или в транскрипции как трансфер). Соответственно термин counter-transference переводится как контрперенос (или в транскрипции как контртрансфер). Эти термины пришли в русский язык из английского, и являются попыткой перевода на английский язык немецких слов Übertragung и Gegenubertragung соответственно, которые и использовал сам Фрейд.

Сам Фрейд считал Gegenubertragung нежелательной помехой, мешающей работе психоаналитика, и никак эту концепцию не развивал (об этом далее).

В дореволюционных переводах работ Фрейда термин Gegenubertragung переводили на русский как противоперенос.

За время упадка психоанализа в коммунистической России прервалась связь с международным психоаналитическим сообществом. А когда с перестройкой вернулся в нашу страну психоанализ, пришло много новых статей по психоанализу, среди них особое место заняла статья британского психоаналитика Паулы Хайманн, которая утверждала, что контрперенос является неизбежным и даже полезным для понимания пациента (об этом далее). И в постперестроечной России стал активно использоваться перевод этого термина с английского как контрперенос.

Но, на самом деле, слова контрперенос или контртрансфер не очень подходят для обозначения того явления, которое они обозначают. Частица контр – часть сложных слов, обозначающая активное противодействие, противоположность тому, что выражено во второй части слова, например, контратака, контрмера, контрсанкция.

Контрперенос – это реакция психоаналитика на перенос пациента, эта реакция не должна уничтожать перенос пациента, а дополнять общую картину психоаналитического взаимодействия. (Хотя, впрочем, встречаются психоаналитики, которые своей неосознанной контртрансферентой реакцией подавляют перенос пациента. Например, в ответ на критику пациентом психоаналитика, тот может сказать: Вы должны учиться подавлять свою агрессию! Очевидно, что здесь затронут комплекс неполноценности самого психоаналитика.)

Конечно, контрперенос – это не противоперенос, было бы удачнее использовать дословный перевод слова Gegenubertragung на русский как встречный перенос. Но термин контрперенос стал особым термином, введенным Паулой Хайманн, а не Фрейдом, как способ понимания пациента психоаналитиком. Он является противоположностью встречному переносу психоаналитика, который считается нежелательным, потому что привносит личные переживания психоаналитика в аналитическое поле. Именно о негативном проявлении встречного переноса предостерегал Фрейд.

Классический взгляд на контрперенос
(Gegenubertragung – встречный перенос)
Суть психоаналитической ситуации заключается именно в том, чтобы позволить пациенту выражать то, о чем он думает или чувствует, независимо от того, какие чувства это может вызывать у психоаналитика. Поэтому чувства, возникающие у психоаналитика в адрес пациента, могут казаться очень вредным для психоаналитического процесса.

Фрейд считал встречный перенос (Gegenubertragung) помехой для анализа – как нарушение аналитической нейтральности и отклонение от нее. У Фрейда была идея, что психоаналитик должен быть хорошо отполированным зеркалом, чтобы отражать пациента, и чтобы тот мог увидеть себя в неискаженном виде. Под отражением, имеются в виду беспристрастные и непредвзятые объективные интерпретации. Для этого, по мнению Фрейда, требовалась нейтральность психоаналитика, чтобы он своим активным эмоциональным поведением не привносил в анализ свои чувства. А в случае прояления встречных переносных чувств зеркало оказывается неровным и в пятнах. Фрейд (1910) рассматривал встречный перенос как бессознательные реакции психоаналитика на пациента: ни один психоаналитик не может зайти дальше, чем позволяют его собственные комплексы и внутренние сопротивления. Хотя Фрейд и не нашел ничего полезного в том, что пациент вызывает у психоаналитика чувства, но был абсолютно прав, что комплексы психоаналитика создают непреодолимое препятствие для продвижения психоанализа. К сожалению, в современном психоанализе уделяется много внимания контрпереносу, как источнику понимания пациента, и очень редко замечается перенос самого психоаналитика на пациента, в который вложены личные чувства и фантазии самого психоаналитика, не связанные с пациентом.

Новый взгляд на котрперенос
В 1950 году Паула Хайманн опубликовала статью “О контрпереносе”, которая изменила классическую точку зрения на контрперенос. Ее идея такова, что контртрансферентные реакции, в той мере, в которой мы можем осознать их, можно использовать для того, чтобы лучше и на более глубоком уровне понимать пациента; что контрперенос на самом деле есть важный источник знаний о бессознательном пациента и, следовательно, является чем-то желательным для анализа. Хайманн говорит, что контрперенос предоставляет уникальную возможность исследовать бессознательные внутрипсихические конфликты и психологические защиты пациента. Эмоциональное отношение и реакции психоаналитика на пациента представляют собой один из важнейших инструментов в аналитической работе. Будучи внимательным к собственным реакциям, психоаналитик получает более глубокое понимание бессознательного, латентного материала, и невысказанных посланий со стороны пациента.

Хайманн включала в контрперенос все чувства и реакции аналитика, и не ограничивала его значение только иррациональными аспектами реакций. Контрперенос состоит из невротических и не невротических, сознательных и бессознательных реакций на переносы и на личность пациента. По ее мнению, контрперенос в бо́льшей степени является реакцией на бессознательные конфликты пациента, на то, как они развертываются в процессе аналитического взаимодействия пациента с психоаналитиком, и в меньшей степени являются признаком внутренних конфликтов и черт характера самого психоаналитика.

Итак, Хайманн вкладывает нечто совершенно новое в понятие контрпереноса: он “создается” пациентом и является частью его личности, во взаимодействии с психоаналитиком. Одновременно она указывает на опасности такой точки зрения. Психоаналитик должен избегать того, чтобы выступать также актером в драме, которую разыгрывает пациент, и кроме того, избегать бессознательной эксплуатации их отношений для собственных нужд. И психоаналитик не должен делиться своими чувствами с пациентом. Такая честность неизбежно превращается в исповедь и становится бременем для пациента.

По сравнению с классической точкой зрения на контрперенос, этот взгляд представляет собой нечто радикально новое. Чувства психоаналитика являются не только нарушающим фактором, но и чем-то неизбежным, даже чем-то желательным, потенциальным источником более глубокого понимания пациента. Но психоаналитику нужно научиться отличать собственные чувства к пациенту, от тех чувств, которые вызывает в нем собственно пациент.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

---------
цитата
27/08/24 в 11:43
 MlP
Паранойя

Паранойя – это психотический синдром, обычно возникающий в зрелом возрасте. Часто наблюдаются чувство ревности, сутяжничество, идеи преследования, отравления, мания величия, подозрительность и т.д. Такие люди полагают, что случайные события имеют к ним какое-либо отношение. Человек может страдать генерализированными бредовыми или ограниченными представлениями, – например о том, что кто-то хочет навредить ему или кто-то имеет связь с его женой. Такие идеи не поддаются коррекции посредством проверки реальности. Нарушения поведения могут затрагивать только одну область, например работу или семью. Паранойя нередко развивается но основе паранойяльного характера.

Параноидальный характер отличают ригидность, настойчивость, неадаптивные паттерны восприятия, коммуникации и мышления. Распространены такие черты, как чрезмерная чувствительность к пренебрежению и оскорблению, подозрительность, недоверчивость, патологическая ревность и мстительность. Кроме того, лица с таким диагнозом кажутся отчужденными, холодными, без чувства юмора.

Параноидная форма шизофрении характеризуется галлюцинациями и бредом преследования, величия, ревности, ипохондрическим бредом. Депрессия, диффузная раздражительность и иногда агрессивность могут сопровождаться бредом воздействия (уверенностью больного в том, что его мысли контролируются извне или что он сам способен управлять другими).

Сущность параноидной организации личности состоит в привычке обращаться со своими качествами, которые воспринимаются как негативные, путем их проекции; отчужденные характеристики впоследствии воспринимаются как внешняя угроза.

В основе формирования параноидного человека обычно лежит критицизм, наказание, зависящее от каприза взрослых, которых никак нельзя удовлетворить, а также крайняя степень унижения, а также неподдающаяся контролю тревога у лица, осуществлявшего первичную заботу о таком ребенке.

Главным полярным противоречием Я-представлений параноидных характеров является импотентный, униженный и презираемый образ собственной личности, расположенный на одном полюсе, и всемогущий, оправдываемый и торжествующий – на другом. Напряжение между этими двумя образами затопляет их внутренний мир. То есть их этиолоические качества включают в себя внутренне присущую агрессивность и раздражительность, а также, как следствие – подврженность чувству страха, стыда, зависти и вины.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

------------
цитата
30/08/24 в 14:37
 MlP
Латентный период

Если ребенку удается преодолеть Эдипов комплекс, который достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, то он благополучно вступает в латентный период, длящийся с пяти до одиннадцати лет ‒ период истинно беззаботного детства.

«Связанные с Эдиповым комплексом либидинозные стремления частью десексуализируются и сублимируются, что, вероятно, имеет место при каждом превращении в идентификацию, частью же они становятся сдержанными в смысле достижения цели и превращаются в нежные побуждения. Весь этот процесс, с одной стороны, спас гениталии, предотвратил опасность их утраты, с другой же стороны, он парализовал их, упразднил их функцию, этим процессом начинается латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка.”
(“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

В этот период «энергия, полностью или отчасти, отводится от сексуального применения и передается на другие цели», на творчество, обучение, участие в ролевых играх, благодаря «процессу, заслуживающего названия сублимация, освобождая могучие компоненты для всех видов культурной деятельности» (“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд). Но это не означает, что ребенок, наконец, превратился в ангелочка, полностью лишенного сексуальных устремлений:

«Время от времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимации, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости.”
(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

В подростковом периоде в результате гормонального бума происходит «прорыв платины», вновь расцветает сексуальность, и все нерешенные проблемы эдипального периода возрождаются с новой силой уже на новом уровне.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!

------------
цитата
02/09/24 в 12:29
 MlP
Перверсия

Перверсия – фиксированное и стойкое сексуальное поведение, расцениваемое как патологическое из-за отклонений в выборе сексуального объекта и/или от нормального для взрослого гетеросексуального полового акта. Крайние фиксированные и исключительные формы сексуального поведения описываются как перверсии, аналогичные действия, составляющие часть полового акта и усиливающие сексуальное возбуждение, расцениваются как нормальные. Перверсии характеризуются особыми сексуальными фантазиями, способами мастурбации, сексуальной стимуляцией и/или особыми требованиями к половому партнеру. Типичными примерами являются фетишизм, трансвестизм, вуайеризм, эксгибиционизм, садомазохизм и педофилия. Гомосексуализм часто рассматривается кок нормальная вариация, однако некоторые его формы соответствуют данному здесь определению. Обеспечивая избавление от тревоги, связанной с дофаллическими и фаллическими конфликтами развития, сексуальная перверсия позволяет достигать генитального оргазма, когда другие способы его достижения подавляются.

З.Фрейд установил тесную связь между невротическим заболеванием, перверсией и инфантильной сексуальностью. Инфантильная сексуальность связана с частичными влечениями и не имеет такой организации, какая наблюдается у взрослых. Сексуальные перверсии возникают тогда, когда детские либидинозные устремления непосредственно переносятся в жизнь взрослого – инфантильная сексуальность уступает силом вытеснения, которые конвертируют ее в невротические симптомы. В дальнейшем теоретики выявили защитный характер перверсий – они представляют собой комплексное компромиссное образование.

ПЕРЕЙТИ К ОСТУ!!!

----
цитата
06/09/24 в 11:46
 MlP
Стыд

Ребенок, который подвергается частой потери любви, видит единственную этому причину – его не любят, потому что он плохой. Это формирует чувство стыда. Хотя чувство стыда необходимо для воспитания – оно вредно для самооценки.

Ощущение себя плохим создаст серьезные проблемы в условиях конкуренции среди сверстников в детском саду и школе, когда ребенок изначально чувствует себя проигравшим. А чувство стыда в результате таких поражений будет только усиливаться.

Несчастная любовь, характерная для подросткового возраста, окажется для него дополнительной серьезной травмой, подтверждающей его худшие опасения, что он не может быть любимым, что также усилит чувство стыда.

Ощущение себя плохим и недостойным может сказаться и на выборе объекта любви во взрослом возрасте. Отсутствие опыта побед и низкая самооценка могут привести к тому, что в качестве объекта любви он может выбрать не того человека, который ему нравится, а которого он жалеет.

В профессиональной сфере хроническое чувство стыда тоже будет вызывать серьезные проблемы. Такой человек, не имеющий опыта побед и склонный реагировать на поражения стыдом, будет заранее капитулировать, обреченно понимая, что он недостойный для успешной конкуренции. Такая жизненная позиция может быть причиной формирования альтруистической капитуляции как сознательной жизненной позиции.

Потеря любви родителя – горе для ребенка. Фиксация на страхе потери любви может отравить всю его взрослую жизнь. В каждой ситуации, которая может казаться угрожающей потерей любви, у такого человека будет возникать паника, отчаяние и даже депрессия. Он и сам будет понимать, что подобные реакции оказываются несоразмерными событиям, их вызвавших. Но истинная причина такого реагирования будет уже “прочно” забыта (вытеснена). Таким образом депрессия оказывается забытым горем, поэтому ее не удается пережить, и она все возвращается и возвращается.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!


------------
цитата
09/09/24 в 12:10
 MlP
«Оно», «Я» и«Сверх-Я»

Я — сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью.

«Оно», «Я» и«Сверх-Я»
«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.

«Оно» – это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.

По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» – приобретенное бессознательное [7].

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию – «Я».

«Я» – это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля. Зигмунд Фрейд

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».

Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.

Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.





ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!

------------------
цитата
13/09/24 в 13:09
 MlP
Истерия страха (фобия)

Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса (другие: конверсионная истерия и невроз навязчивости). Истерия страха проявляется в виде фобий, боязни перед определенными животными, явлениями или ситуациями. В быту наиболее известны агорафобия (боязнь открытых пространств) и клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), хотя, возможно, самой распространенной можно считать энтомофобию (боязнь насекомых). Существует невероятное множество описанных избирательных фобий. Те или иные избирательные страхи существуют у многих людей, среди них типичными являются страх перед змеями (офидиофобия), мышами (музофобия), боязнь темноты (никтофобия).

Фобии очень часто возникают в возрасте от трех до пяти лет. Детские страхи, если они не носят устойчиво-навязчивый характер, мешающий нормальной жизни ребенка, могут не свидетельствовать о наличии каких-либо серьезных психических проблем и, чаще всего, сами собой исчезают к подростковому возрасту. Очень стойкие боязни у детей могут тоже проходить без следа со временем, тем не менее, наличие ярко выраженной боязни у ребенка должно являться поводом для беспокойства и причиной обращения к детскому психоаналитику или семейному психотерапевту, т.к. это может свидетельствовать о сформировавшемся неврозе. Сама фобия может пройти, но невроз, вызвавший ее, скорее всего, не исчезнет сам собой и с новой силой может вспыхнуть в подростковом возрасте в видоизмененной форме.

Классический случай истерии страха описан Фрейдом в истории болезни мальчика, который боялся лошадей (“Анализ фобии пятилетнего мальчика”). Проявление детских страхов в пределах нормы было тщательно изучено основательницей британской школы психоанализа Мелани Кляйн. Она назвала период развития ребенка от трех до пяти лет периодом инфантильного невроза, подчеркнув этим названием нормальность проявления детских страхов как этапа психического развития.

Ярко выраженные фобии, мешающие нормальной жизни, как у детей, так и взрослых, успешно лечатся с помощью и психоанализа, и бихевиоральной (поведенческой) терапией. Время психоаналитического лечения фобии может быть очень разным, т.к. зависит не от формы боязни и даже не от ее степени, а от причин ее породивших, которые могут быть очень разными, сложными и хитросплетенными. Бихевиоральная психотерапия достигает результата, устраняя фобию, гораздо быстрее, иногда за несколько недель, однако, не устраняя причины страха, может вызывать “перетекание” симптома, когда, после исчезновения одной боязни, возникает новая. – А.П.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

-----------
цитата
17/09/24 в 12:32
 MlP
Вытеснение

Вытеснение (подавление, репрессия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом, который, впрочем, не переносит их из бессознательного в сознание) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «…судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения». Тем не менее на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что человек целенаправленно переносит из сознания в бессознательное.

На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и так далее. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых, удалённых из сознания мотивов.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!


-----------
цитата
20/09/24 в 12:28
 MlP
Проекция

Проекция – это приписывание собственных психических содержаний другим людям, животным, явлениям природы или собственным органам.
Часто проекция выражается в формировании мнения о другом человеке, путем приписывания ему своего желания, тревоги или убеждения.

Нередко проецируются несовместимые с собственными моральными принципами желания, которые не осознаются. С помощью проекции человек, как бы, “избавляется” от аморальных желаний, которые ему не хотелось бы осознавать. Он, как бы говорит: Это не я, а он. Но это только метафора – проекция совершенно неосознаваемый психический процесс.

Классическим примером проекции является случай, описанный Фрейдом в 16-ой лекции по введению в психоанализ. Как-то к нему обратилась женщина с ревностью в адрес мужа, который ей, вроде как, изменял. Психиатрическое исследование показало, что женщина страдала бредом ревности. А психоаналитическое исследование показало, что причина бреда ревности заключалась в сильных сексуальных чувствах, которые испытывала эта женщина к своему зятю. Но ее высокие моральные принципы не позволяли даже думать об этом – она и не думала, поэтому внутрипсихический конфликт был бессознательным – подходящим выходом из этого бессознательного внутреннего конфликта явилась психологическая защита проекция. Мужу были бессознательно приписаны собственные стремления к прелюбодеянию, что спасало женщину от укоров ее собственной совести – так муж стал козлом отпущения.

У древних евреев был обычай, когда они отпускали в пустыню козла, “нагруженного” их пороками, козел погибал в пустыне от жажды и голода, а они “освобождались” от своих пороков. Такой козел назывался козлом отпущения (Библия. Левит, гл.16).

Но нередко мы проецируем на другого человека осознанные собственные желания. Это бывает связано с тем, что мы очень хотим или очень хотели в прошлом. Типичным примером такой проекции является, когда родитель заставляет ребенка чем-то заниматься, например, играть на фортепиано, потому что ему самому очень хочется (или хотелось) научиться играть на фортепьяно – он проецирует свое желание на ребенка, и пребывает в полной уверенности, что ребенку это нравится, потому что это понравилось бы ему самому. В этом смысле проекция является психическим процессом противоположным эмпатии – способности распознавать чувства другого человека.

Психологическая защита проекция часто возникает у людей с хронической тревогой. Особенности воспитания в детстве, описанные в статьях Интроверсия и аутизм, Материнская тревожность и Гиперопека, формируют тревожный склад личности. Человек постоянно испытывает тревогу, но не может понять, с чем она связана. И он пытается найти причины. В случае проекции человек связывает внутренние переживания с внешними событиями, а не осознает эти чувства в себе самом. Проецировать собственные содержания психики можно не только на людей и животных, но даже на явления природы: например, есть люди, которые экстраполируют свою хроническую тревогу на экологию планеты, в частности, на загрязнение окружающей среды. Благодаря этому они “находят” причину своей тревоги в надвигающейся экологической катастрофе и пытаются с этим бороться. Ведь очень трудно бороться с тревогой, причину которой не понимаешь – поэтому общественная деятельность может помочь почувствовать, что ты что-то сделал, чтобы избавиться от своей тревоги.

Проекция – основная психологическая защита при паранойе, когда человек весь ужас своей души проецирует вовне, на людей или события, которых он воспринимает угрожающими. В тяжелых случаях это вызывает манию преследования.

Проекция усложняет понимание окружающей действительности. Но, как гласит психиатрическая поговорка: У параноиков тоже могут быть враги. И загрязнение окружающей среды тоже реально существует.

В политические лидеры часто прорываются люди, склонные к паранойе, потому что они одержимы своими сверхидеями. Это может, как приносить пользу обществу, так и приводить к мировым катастрофам – так Гитлер уничтожил миллионы евреев, спроецировав на них “мировое зло”, и это зло, конечно же, “жило” у него в душе.

Проецировать свою тревогу можно также и на органы тела. Так человек, испытывающий хроническую тревогу, может искать ее причину в собственных болезнях (или болезнях своего близкого родственника). В результате формируется ипохондрия – попытка справиться с тревогой в поисках болезней. Предсознательно такой человек понимает, что ему нужна помощь, но не может признать, что у него психологические проблемы, поэтому идет не к психологу, а к врачу.

Обычно, у людей, склонных к проекциям очень низкая способность к интроспекции и рефлексии – именно в результате такого ментального дефицита и развивается проекция, когда внешнее путается с внутренним.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!!


0------------
цитата
23/09/24 в 11:55
 MlP
Кто такой психоаналитик?

Только члены Международной психоаналитической ассоциации (IPA) , основанной Зигмундом Фрейдом, имеют право называться психоаналитиками. Остальные психотерапевты, получившие психоаналитическую подготовку, могут выбирать, как называть себя: “психоаналитический психолог” или “психодинамически ориентированный психолог/психотерапевт”, “психолог-психоаналитик” и т.д. в зависимости от их профессиональной квалификации.

В интернете на поисковый запрос “психоаналитик” на первой странице выдается множество сайтов, в которых пытаются дать определение квалификации психоаналитика. Все эти определения можно свести к следующему:

Психоаналитик – это психотерапевт, получивший длительное образование в области глубинной психологии.

Чем психоаналитик отличается от психолога?
Психоаналитик и психолог – это разные профессии, хоть они и имеют некоторые общие черты. Поэтому нужно разобраться, чем занимаются эти специалисты. Психолог исследует человеческое поведение, эмоции и психические процессы, используя методы научной психологии.

Профессия психоаналитика подразумевает руководство теорией и методами психоанализа. Специалисты проводят длительные сеансы терапии, в ходе которых стараются раскрыть и проанализировать неосознаваемые проблемы, которые могут лежать в основе нарушений психического здоровья.

Что такое психоанализ?
Психоанализ – это теория психических процессов и метод психотерапии, запатентованные Зигмундом Фрейдом. Он основывается на том, что поведение и эмоции человека определяются не только сознанием, но и бессознательными процессами.

Методы лечения
В своей работе специалисты используют различные методы лечения, каждый из которых имеет свои показания.

Свободная ассоциация
В рамках метода свободных ассоциаций специалист записывает все, что говорит пациент, и ищет связи между различными мыслями и эмоциями, чтобы помочь ему лучше понять себя и разрешить внутренний конфликт.

Интерпретация сопротивления
Здесь специалист пытается разобраться, почему пациент сопротивляется процессу психоанализа. Таким образом, сопротивление может быть связано с бессознательными проблемами или с эмоциональными конфликтами, из-за которых клиента мучает страх, тревога.

Анализ сновидений
В рамках метода специалисты просят пациента описать свои сновидения и задают вопросы о различных аспектах сна, например, о чувствах, действиях, происходящих во сне, о людях или объектах, которые там появляются. После этого врач работает над выявлением символических значений, которые скрыты за конкретными изображениями в сновидении.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!!


-----------
цитата
27/09/24 в 13:38
 MlP
Невроз переноса

Конверсионная истерия – один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса (имеется в виду, что эти неврозы могут вызывать невроз переноса, речь о котором пойдет ниже). Другие из них: истерия страха или фобия (случай маленького Ганса) и невроз навязчивости (случай Человека с крысами). По мнению Фрейда, психоанализ эффективен только в отношении этих видов психоневрозов (как они назывались в те годы).

По мнению Фрейда для успешного психоаналитического лечения должен сформироваться невроз переноса – когда все симптомы пациента лишаются своего первоначального значения и переносятся на фигуру психоаналитика; когда, можно сказать, больной совершенно “забывает” про свою болезнь, потому что поглощен взаимоотношениями с психоаналитиком.

«Для уничтожения симптомов необходимо вернуться к их возникновению, оживить конфликт, из которого они произошли, и по другому разрешить его с помощью таких движущих сил, которыми больной в свое время не располагал. Эта ревизия процесса вытеснения может осуществиться лишь отчасти по следам воспоминаний о процессах, которые привели к вытеснению. Решающая часть работы проделывается, когда в отношении к врачу в переносе создаются новые варианты старых конфликтов, в которых больной хотел бы вести себя так же, как он вел себя в свое время – между тем как, используя все находящиеся в распоряжении [пациента] душевные силы, его побуждают принять другое решение. Таким образом, перенос становится полем битвы, где сталкиваются все борющиеся между собой силы.»

В дальнейшем остается только проанализировать взаимоотношения пациента с психоаналитиком для того, чтобы излечить пациента.

«Но преодоление этого нового искусственного [возникшего в процессе психоаналитического лечения] невроза означает и освобождение от болезни, которую мы начали лечить, – это решение нашей терапевтической задачи. Человек, ставший нормальным по отношению к врачу и освободившийся от действия вытесненных влечений, остается таким и в частной жизни, когда врач опять отстранил себя [в результате окончания лечения]. Такое исключительное, центральное значение переноса имеется при истериях, истериях страха и неврозах навязчивых состояний, объединяемых поэтому по праву под названием неврозов переноса.»
(Фрейд. “Введение в психоанализ. Лекции” Лекция 27)

Психоанализ родился именно в процессе лечения конверсионной истерии (случай Анны О.). Со слов Фрейда и его последователей, конверсионная истерия была весьма распространена в те времена. Однако современные психоаналитики и психиатры не часто встречаются с конверсионной истерией в своей повседневной практике. Куда делась эта болезнь? Некоторые психоаналитики это связывают с изменениями в социальной структуре общества – современные люди стали более разобщены, поэтому сегодня особое распространение получили нарциссические расстройства личности и шизофрения – общество шизоидируется (Фриц Риман. “Основные формы страха”). Очевидно, что это так.

Случай Анны О.
Психоанализ зародился в процессе лечения катартическим методом доктором Брейером и его ассистентом Фрейдом больной конверсионной истерией Анны О. (Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд “Исследования истерии”, 1895). Но была ли Анна больна истерией? Психиатр Олег Григорьевич Виленский утверждает:

«Прежде всего, диагноз истерии в данном случае явно не соответствует описанию, сделанному Брейером и Фрейдом. Можно говорить лишь об отдельных истерических симптомах (кратковременные параличи, нервный кашель и т. п.), вкрапленных в структуру картины типичной и тяжелой шизофрении, что нередко встречается в клинической практике. В пользу этого убедительно говорят такие симптомы, как галлюцинации, отказ от пищи, суицидальные попытки и, самое главное, расщепление личности (схизис), что проявилось в переходе пациентки с родного языка на иностранный и ощущении того, что она живет в двух измерениях (прошлом и настоящем).»
(О.Г. Виленский. “Зигмунд Фрейд и психоанализ. Взгляд психиатра”)

Возможно, распространенность истерии, с которой постоянно сталкивались Фрейд и его последователи в те времена, и почти полное исчезновение этого заболевания в наше время, можно объяснить тем, что психоаналитики в те годы часто имели дело не с истерией, а с шизофренией. Фрейд и его последователи (кроме Юнга) не считали психоанализ пригодным для лечения Dementia Praecox (так называли шизофрению в те года), в связи с тем, что при этом заболевании не формируется невроз переноса. Но они еще не были знакомы со всеми формами шизофрении и с ее многоликостью, подробно описанной только во второй половине XX века.

Современный психоанализ применяется при лечении шизофрении в комплексном подходе. Это очень длительный процесс, который может занимать десятилетия. Чаще больного шизофренией удается только поддерживать и удерживать от психотических рецидивов, поэтому ему приходится проходить психоанализ всю свою жизнь.

Анна О., к сожалению, тоже не была полностью излечена катартическим методом доктора Брейера. Временное улучшение сменилось рецидивом, когда Анна стала испытывать родовые схватки, утверждая, что рожает ребенка от доктора Брейера (являясь девственницей). Это был психотический припадок. Доктор Брейер почувствовал себя беспомощным помочь Анне и прекратил ее лечение, испугавшись подобного проявления невроза переноса.

Но в целом, катартическое лечение благотворно повлияло на Анну, и она в дальнейшем смогла заниматься даже общественной деятельностью, защищать права женщин.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!


----------
цитата
30/09/24 в 11:59
 MlP
Предсознательное

Основная предпосылка психоанализа – разделение психики на сознание и бессознательное. Каждый психический акт начинается как бессознательный. З.Фрейд выделил два вида бессознательного: одно, которое имеет возможность само по себе перейти в сознание, и другое, вытесненное, которому закрыт доступ в сознание из-за наличия некой силы – сопротивления. Первый вид Фрейд назвал предсознательным, второй – бессознательным вытесненным.

Проводить различие между бессознательным и предсознательным необходимо для рассмотрения динамики перехода психических процессов из бессознательного в сознание и обратно. Кроме этого, предсознательное, в отличие от бессознательного, которое имеет лишь предметное представление о чем-либо, соотнесено с языком и потому доступно осознанию.

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!!

--------------
цитата
04/10/24 в 13:01
 MlP
Нарциссическая депрессия

Существуют истории развития депрессии, когда у ребенка в детстве не было видимых признаков формирующейся депрессии, описанных выше, напротив, такой ребенок был активен и мотивирован на успех, охотно вступал в конкурентную борьбу и часто побеждал.

Родители для ребенка – боги. Некоторые родители дают своему ребенку установку, что он может заслужить любовь, только если будет демонстрировать свои достижения, только если он будет достоин восхищения. Такие дети нередко достигают фантастических успехов, чтобы заслужить любовь своих родителей. Трагедия такого ребенка заключается в том, что несмотря на все свои достижения, он не получает любовь, потому что родитель, обещавший любовь, не умеет любить.

Срыв, который может наступить только в середине жизни, является свидетельством того, что такой человек всю свою жизнь жил на пределе своих возможностей, что он был колоссом на глиняных ногах.

Наступившая вслед за срывом нарциссическая депрессия характеризуется чувством полного поражения, краха всей жизни и чувством собственной никчемности. Чаще всего, такой человек уже не может самостоятельно оправиться от потрясения и дальнейшие попытки продолжать стремиться к достижениям оказываются безрезультатными. Это нередко сопровождается ощущением, что внутри тебя что-то сломалось, или что ты смертельно устал. Такая депрессия может привести к самоубийству, сознательному или, чаще, невольному, или, как компромисс, к тяжелой болезни, которая окажется индульгенцией.

Только в результате своего анализа пациент с такой историей начинает понимать как тяжело, на самом деле, ему все давалось в детстве, и как не хватало любви родителей, их принятия и сопереживания. Анализ не “делает” из таких пациентов “обычных” людей, довольствующихся тем, что имеют – потому что стремление к достижениям уже стало ядром их личности. Разобравшись в своих чувствах, и, получая поддержку от психоаналитика, они, продолжат свое восхождение к успеху, основываясь теперь на более реалистичных оценках своих возможностей.

Если родители (или лица их замещающие) значительно и разумно вкладываются в творческое развитие ребенка, приучают его к трудолюбию и упорству лично или дают хорошее образование, нанимают талантливых репетиторов (или эту функцию выполняют родственники), формируя у ребенка способность получать удовольствие от творчества и радость от достижений – то во взрослом возрасте таким людям, благодаря базе, полученной в детстве, удается преодолеть все срывы, и они продолжают двигаться к успеху, становясь выдающимися людьми, и им рукоплещет весь мир – и внимание публики кажется для них жизненно необходимым. Но, нередко, как это ни парадоксально, именно успех делает их жизнь бессмысленной. Хотя им и рукоплещет весь мир – это не может заменить любви матери и восхищения отца, недополученных в детстве, ведь именно этот дефицит стимулировал их к достижениям. И они чувствуют, что все, чего они достигли – бессмысленно.

«И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»
Библия. Книга Екклесиаста [2:11]

Нарциссическая депрессия не всегда выражается в развернутой клинической картине, как у царя Соломона (Екклесиаста), а чаще проявляется трагической смертью.

Кто кончил жизнь трагически, – тот истинный поэт!
А если в точный срок – так в полной мере!
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же – в петлю слазил в “Англетере”.

Владимир Высоцкий в этом куплете своей песни говорит о Лермонтове, который был отчаянным храбрецом и дуэлянтом, что делает очевидным его бессознательное стремление покончить с собой, особенно, учитывая образ героя его времени, страдающего нарциссической депрессией; и о Есенине, одиноком и разочарованным в жизни, который повесился в номере гостиницы “Англетер”, написав перед смертью:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Высоцкий в этой песне продолжает мартиролог великих поэтов, закончивших жизнь трагически. Сам Высоцкий, злоупотребляя алкоголем и морфием, пережил клиническую смерть в 41 год, но это его не остановило в бессознательном стремлении покончить собой, и он умер через год от инфаркта сердца в зените своей славы.

::

Нарциссическая установка на достижения не всегда бывает следствием стимуляции родителями своего ребенка к достижениям. Нередко в результате эмоциональной пустоты и тревоги со стороны родителей “само собой” рождается страстное стремление к грандиозным достижениям, за которым лежит бессознательная идея заслужить восхищение со стороны родителей, сделать их счастливыми и любящими (“оживить” своих “мертвых” родителей). Это стремление рождается из пустоты подобно тому, как одинокий Бог создал мир из ничего. Такой ребенок оказывается вынужденным чувствовать себя богом, чтобы выжить в этой пустоте. Чаще всего такой вариант развития ребенка оказывается самым трагичным, потому что его родители не способны вложиться в своего ребенка не только эмоционально, но и интеллектуально, и материально. И такой ребенок не становится богом, пустота остается пустотой, а его жизнь превращается в мыльный пузырь. Но, взрослея, он, как правило, отчаянно продолжает “цепляться” за иллюзию собственной грандиозности в своих фантазиях. Именно это мешает двигаться ему вперед, потому что, не имея соответствующего образования и опыта настойчивого труда, он избегает действовать, чтобы избежать провала. И для него казаться, оказывается лучше, чем быть – такая констелляция формирует самый тяжелый синдром нарциссизма.

В общем случае, любая депрессия всегда несет в себе нарциссический радикал самоуничижения и фатализма, тщетности всех стремлений: все начинает казаться суетой сует, – всё суета!

ПЕРЕЙТИ К ПОСТУ!!

---------------
Стр. « первая   <  1, 2, 3  >  последняя »


Эта страница в полной версии