Насилие как форма совращения
В эпоху Просвещения самыми успешными средствами соблазнениям большинства женщин были чувственность и ум. Если же женщина никак не реагировала на ухаживания кавалера, то мужчина хладнокровно прибегал к последнему способу - насилию. Самолюбие мужчины требует, чтобы он при каких бы то ни было условиях остался победителем. Насилие над женщиной в XVIII веке считалось поэтому в порядке вещей. Однако нигде оно так часто не применялось, как в светском обществе, и притом везде: в будуаре, салоне, во время вечерней прогулки, в парке и чаще всего в почтовой карете. Для многих донжуанов это было настоящим спортом. Так поступали
Казанова, граф
Тилли и множество других виднейших "героев" общества. Из их мемуаров видно, что эти дерзкие насильники всегда почти достигали своей цели и редко подвергались опасностям. Правда, здесь речь шла ведь не о настоящем преступлении, а просто об особой форме совращения, разрешенной обществом каждому эротически сильному мужчине.
Никто лучше профессионального соблазнителя и не отдавал себе в этом отчета. Он знал, во-первых, что лишь очень немногие женщины приходят от совершившегося в отчаяние, что большинство оправдывает себя старой поговоркой: «Если я подверглась насилию, я не совершила греха». Во-вторых, он знал, что каждая женщина боится скандала, и дело заканчивалось бы именно этим, если бы она сопротивлялась. Именно поэтому самая порядочная женщина будет сопротивляться только до известной степени. Наконец, каждый
жуир знал, что множество женщин только о том и мечтают, чтобы быть взятыми силой. Мнимое насилие для многих неизмеримо повышает наслаждение, и потому они сознательно провоцируют мужчину к насилию или ожидают его от него.
По всем указанным причинам даже самые грубые нападения на честь женщины не только не преследовались, а часто прощались. Вот почему нет ничего удивительного, что разбойник в маске, нападающий на пустынной дороге на карету путешествующих дам, насилующий их и довольствующийся этим как единственным выкупом, сделался в воображении эпохи идеальной фигурой. Именно в XVIII веке, в отличие от всех предшествовавших периодов, такие приемы совращения становились сознательными и, кроме того, массовыми.
Контрацепция
Искусство предохранения от беременности, без сомнения, достойный всяческого одобрения прогресс культуры, если только применяемые меры не оскорбляют эстетического чувства любящих, не мешают физическому удовлетворению и - в особенности - не вредят здоровью. Однако эпоха Просвещения такими идеальными задачами никогда не задавалась. Она стремилась главным образом к тому, чтобы устранить по желанию беременность исключительно в интересах разврата и, кроме того, обезопасить женщину от возможности заразиться и тем самым позволить ей отдаться беззаботно первому мужчине, хотя бы она о нем знала лишь то, что он возбудил ее чувственность.
Люди просто хотели увеличить возможность наслаждения. Только к этому стремилась эпоха. И эта потребность была очень скоро удовлетворена относительно верным способом, придуманным жившим при дворе
Карла II врачом
Кондомом в виде известных под его именем противозачаточных средств. Как можно судить по разным источникам того времени, эти "предохранители" стали очень популярными, и прежде всего, в среде профессиональной галантности и в высших классах общества. Какой популярностью пользовался этот "тайный союзник любви", видно хотя бы уже из того, что тогда даже монашенки знали его преимущества и охотно пользовались им. Об этом пространно рассказывает Казанова в главах, посвященных его связи с прекрасной монахиней из монастыря в Мурано. Первым условием, которое она ставила любовнику, было применение подобных «предохранителей». Что они служили прежде всего целям разврата, доказывают, кроме того, их недвусмысленные названия: «могила опасности», «броня приличия», «лучший друг всех тайных любовников» и так далее.
Однако, несмотря на эти противозачаточные средства, женщины часто бывали беременны. В тех случаях, когда это было нежелательно - а это случалось чаще всего, - прибегали без зазрения совести к опасному средству - аборту. Аборт был тогда в полном смысле слова обычным явлением. В каждом более или менее крупном городе было немало врачей, специально занимавшихся этим промыслом: в их приемных всегда толпилась масса пациенток. Все акушерки торговали средствами делать аборт и часто сами прибегали к хирургическому вмешательству. Кроме того, и среди девушек и женщин знание таких средств было чрезвычайно распространено, по-видимому более, чем во все предыдущие времена. Воспитание девушки тогда считалось незаконченным, если она не была посвящена в эту тайну.
Секс в эпоху Просвещения. Часть 1. || Секс в эпоху Просвещения. Часть 3. || Секс в эпоху Просвещения. Часть 4. || Секс в эпоху Просвещения. Часть 5. || Секс в эпоху Просвещения. Часть 6.