Лесбийская любовь
Еще в средние века к проблеме лесбиянства относились гораздо менее обеспокоено, чем к мужскому гомосексуализму. Может потому, что она была не так распространенна, а может потому, что авторы религиозных писаний были мужчины, которых волновала другая сторона однополой любви. В любом случае, первые полноценные упоминания о лесбийских отношениях в законодательных актах появились только в эпоху Ренессанса, а именно во второй половине XVI века.
На протяжении всего XVI века существовал парадокс в отношении правового статуса женского гомосексуализма: не все законы о содомии упоминали лесбийские отношения, а если и упоминали, то наказание было скорее исключением, чем правилом. Так, например, в Англии закон, принятый парламентом в 1553 году, предусматривал смертную казнь за любой анальный секс. Однако в нем ничего не было сказано про женщин, ублажающих друг друга таким способом. Франция в этом отношении была более жесткой. По данным юриста Жана Папона (Jean Papon), в 1533 году в Тулузе были арестованы и подвергнуты пыткам две любовницы Франсуаза де Лестэж (Francoise de l’Estage) и Катерина де ла Маньер (Catherine de la Maniere). По словам французского писателя
Мишеля де Монтень, в 1580 году в Монтье наказали женщину, которая якобы ублажала свою подругу непристойным образом. С 1532 года законодательство Священной Римской империи стало рассматривать секс между двумя женщинами как преступление, за которое предусматривалась смертная казнь. Однако, похоже, ни одна женщина так не была казнена. В 1547 году в Фрайбурге (Германия) Агата Дич (Agatha Dietzsch) была закована в железный ошейник и приставлена к позорному столбу за супружескую связь с Анной Реулин (Anna Reulin). Точно по такой же причине была приговорена к смерти девушка в Женеве в 1568 году. Интересно отметить, что повсеместно наказанию в основном подвергались только те женщины, которые в лесбийских отношениях играли роль мужчины.
Что касается Руси в этот период, то она была чуть ли не единственной страной в Европе, которая не стала принимать никакие законы против гомосексуальных отношений (ни в отношении мужчин, ни в отношении женщин). Православная церковь больше беспокоилась о положении партнеров во время секса. Для нее секс между двумя женщинами (или мужчинами) был не более греховен, чем секс в позе «женщина сверху». Гомосексуальные отношения больше рассматривались как прегрешение, нежели преступление, поэтому наказание за них было либо исповедание, либо запрет на причастие, либо воздержание в еде. Только в 1706 году в российских законах была запрещена мужская содомия, но ни слова не было упомянуто про женскую.
Таким образом, в эпоху Возрождения, несмотря на многочисленные преследования женщин за проституцию, измены, рождение внебрачных детей и колдовство, лишь несколько из них были осуждены за лесбийские отношения.
Секс и изобразительное искусство
Средневековое религиозное искусство не боялось наготы как таковой и не стеснялось изображать ее, но оно не было искусством эротическим. Художник изображал не столько наготу, сколько идею наготы. Тело было для него не естественным объектом, а символом человеческой хрупкости и ранимости, знаком унижения, невинности или нечистоты.
У художников Возрождения символика меняется. Обнаженное тело символизирует теперь не страдание или унижение, а силу и красоту самого человека, могущество мужчины и соблазнительность женщины. При этом, в зависимости от отношения художника к модели, изображение тела часто становится эротическим. Нагота человека стала пробуждать теперь не религиозное сознание людей, а сексуальное. Если раньше при изображении богов художники средневековья уходили от описания секса как такового, то теперь иллюстрация полового акта стала чуть ли ни ключевым моментом во всей картине. Ярким примером такого откровенного изображения можно считать картину
Микеланджело 1530-го года «
Леда и лебедь», на которой бог Зевс в образе лебедя овладевает красавицей.
После изобретения печати во второй половине XV века, «эротика» стала доступна массам. В связи с этим власти постепенно стали вводить цензуру, дабы не развращать публику. Так, в 1524 году много шума наделала неудачная попытка итальянского гравера Маркантонио Раймонди (
Marcantonio Raimondi) напечатать свою знаменитую эротическую книгу «Позы Аретино» (
I Modi). В ней было представлено 16 гравюр с различными любовными позами, каждая из которых сопровождалась сонетами
Пьетро Аретино. В итоге, после публикации труд был уничтожен, а автор арестован.