Внебрачное сожительство и внебрачные связи продолжали существовать среди священнослужителей на протяжении всего XIV века. Высшие представители церкви зачастую закрывали на это глаза, поскольку сами вели подобный образ жизни. Как сообщает французский исследователь Средневековья Жак Россьод (
Jacques Rossiaud), духовенство составляло примерно двадцать процентов всех клиентов частных борделей и бань в Дижоне (Франция). Такая же ситуация была и по всей Европе. Как следствие появился популярный образ «развратного священника», который высмеивался многими писателями того времени.
Однако у священнослужителя, который посещал бордели или обманывал добропорядочных женщин, похоже, была и другая сторона жизни. Зачастую у него были длительные отношения, в которых он выступал в качестве мужа (хотя это тоже считалось грехом). Более того, несмотря на то, что закон церковной жизни предписывал духовенству жить в воздержании, обычных людей забавлял тот факт, что сами священники удовлетворяют сексуальные желания с помощью проституток или сожительниц, вместо того, чтобы соблазнять для этого своих «уважаемых» сестер, дочерей и жен.
Преступление и наказание
Как уже упоминалось, церковь давала предписания относительно того, как, когда, где и с кем нужно заниматься сексом. Невыполнение подобных «указаний» считалось грехом. Чтобы священники могли определить серьезность совершенного греха и меру наказания за него, были составлены специальные церковные уложения о наказаниях. Интересно, что сексуальные прегрешения представляли самую большую категорию грехов в этих книгах. За них в качестве наказания предусматривалось: сексуальное воздержание и содержание виновного на хлебе и воде. Степень суровости наказания зависела не только от самого греха, но и от возраста и социального статуса согрешившего.
Взрослые и женатые наказывались более сурово, нежели молодые и одинокие, а со священнослужителей за такие проступки спрашивали строже, чем с обычных прихожан. Церковь считала, что на первых лежит больше ответственности, поскольку они должны показывать пример остальным. Пример, супружеская измена. За секс с замужней женщиной или непорочной девушкой, монашкой или рабыней, взрослому женатому мужчине обычно полагалось наказание сроком на пять лет. Но за такое же согрешение священник получал десять лет, а епископ – двенадцать и лишение церковного сана. С другой стороны, внебрачные связи между молодыми неженатым людьми карались только одним или двумя годами. Более того, этот срок в два раза сокращался, если девушка была прислугой (из-за ее невысокого статуса). В общем, к внебрачным интимным отношениям относились более терпимо, нежели к супружеской измене, но об этом чуть позже.
В качестве единственно правильной позы в сексе церковь разрешала «миссионерскую позу». Все другие вариации подвергались наказанию. В частности, за анальный секс наказание было сроком в семь лет; за оральный секс, за позы «по-собачьи» и «женщина сверху» - три года. Запрет на них объяснялся тем, что все они «противоестественны», поскольку мужчина не должен опускаться до уровня животных и всегда обязан занимать доминирующую позицию в сексе. Церковные уложения о наказаниях призывали прихожан заниматься сексом только ночью и только частично раздетыми. Из этого можно сделать вполне очевидный вывод, что секс воспринимался как нечто постыдное.
Одним из самых влиятельных таких уложений в XI веке принято считать труд «Decretum» знаменитого романо-католического правоведа Бурхарда, епископа Вормсского (
Burchard of Worms). На основе других предписаний, он предложил свою шкалу сексуальных грехов, которая отчасти учитывала ежедневные потребности людей.
Десять дней на хлебе и воде было наказанием за рукоблудие для мужчин. Если же они использовали какой-нибудь деревянный предмет с отверстием, то наказание увеличивалось до двадцати дней. Воздаяние за внебрачные связи с прислугой или неженатой женщиной также было десять дней. По мнению Бурхарда, это были наименее серьезные преступления. Если сравнивать с другими церковными уложениями, то за мастурбацию мужчины могли понести наказание от сорока дней до года, в зависимости от возраста, статуса виновного и частоты его прегрешений.
Секс в Средние века. Часть 2. || Секс в Средние века. Часть 3. || Секс в Средние века. Часть 4.
Секс в Средние века. Часть 5.